Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Метакоммуникация в пьесах Н. Ф. Симпсона, Д. Кэмптона и Дж. Сондерса

Авторы: П. Е. Жиличев

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 1, 2020Страницы 220-235
УДК: 82.0DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-220-235

Аннотация:

Статья посвящена проблеме метакоммуникации в драматургическом дискурсе. Анализ проводится с учетом концепции «профанируемого символа», сформулированной в работах Ю. В. Шатина. Материалом исследования послужили пьесы английских драматургов, в творчестве которых реализуется поэтика театра абсурда.

В пьесах Н. Ф. Симпсона «A Resounding Tinkle» (1957) и «The Hole» (1958) в интригу вводятся такие фигуры, как автор, зритель, пророк-визионер, персонажи рассуждают о театре, что проблематизирует интерпретацию происходящего на сцене. В пьесе Д. Кэмптона «Us and Them» (1972) и пьесе Дж. Сондерса «Over the Wall» (1977) используются посредники между автором и адресатом, нехарактерные для классической драмы: рассказчик, хроникер. Во всех случаях метауровень индексируется знаками разрыва коммуникации (яма, покров, стена).

Ключевые слова: драматургический дискурс, метакоммуникация, метатеатр, театр абсурда, Н. Ф. Симпсон, Д. Кэмптон, Дж. Сондерс

Список литературы:

Бабиков А. «Событие» и самое главное в драматической концепции В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб.: РХГА, 2001. Т. 2. C. 558–586.

Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 c.

Гюисманс Ж.-К. Наоборот. М.: Республика, 1995. 232 c.

Кондаков Д. А. Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы ХХ века. Новополоцк, 2008. 157 с.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.

Матич О. Покровы Саломеи: Эрос, смерть и история // Эротизм без берегов / Сост. М. М. Павлова. М.: НЛО, 2004. С. 90–121.

Нежинская Р. Саломея: образ роковой женщины, которой не было. М.: НЛО, 2018. URL: https://www.litres.ru/rozina-nezhinskaya/salomeya-obraz- rokovoy-zhenschiny-kotoroy-ne-bylo/ (дата обращения 15.02.2020).

Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

Чакаре В. О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н. Ф. Симпсона: Дис. ... канд. филол. наук. Л., 1988. 149 с.

Шатин Ю. В. Концепт СЕРДЦЕ и его художественная деконструкция в русской поэзии XX века // Критика и семиотика. 2011. No 15. С. 189–196.

Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с.

Campton D. Us and Them // Double Act: Ten One-Act Plays on Five Themes / Ed. by Mark Shackleton. London: Edward Arnold, 1985. P. 70–85.

Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. London; New York: Routledge, 1980. 163 p.

Excerpts from Le Dialogue Dramatique et le Metathéâtre by Sławomir Świontek / Transl. by J. Stephenson // Journal of Dramatic Theory and Criticism. 2006. Vol. 21 (1). P. 129–144.

Hingley R. Hadrian’s Wall: A Life. Oxford: Oxford UP, 2012. 416 p.

Pfister M. The Theory and Analysis of Drama / Transl. from German by J. Halliday. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 339 p.

Saunders J. Over the Wall // Double Act: Ten One-Act Plays on Five Themes / Ed. by Mark Shackleton. London: Edward Arnold, 1985. P. 54–69.

Simpson N. F. A Resounding Tinkle: A Comedy. London: Faber and Faber, 1958. 75 p.

Simpson N. F. The Hole // Simpson N. F. The Hole, and other Plays and Sketches. London: Faber and Faber, 1964. P. 9–57.

Welz J. The Ancient World of Shakespeare: Authenticity or Anachronism? A Retrospect // The Cambridge Shakespeare Library / Ed. by C. M. S. Alexander. Cambridge: Cambridge UP, 2003. Vol. 1: Shakespeare’s Times, Texts, and Stages. P. 93–104.

Zhou X. Salome in China: The Aesthetic Art of Dying // Wilde Writings: Contextual Conditions / Ed. by Joseph Bristow. Toronto: University of Toronto Press, 2003. P. 295–318.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН