Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Дискурс-«логофаг»: границы лингвокреативности и стереотипности в рекламе

Авторы: О. В. Соколова

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН

Выпуск 1, 2020Страницы 114-142
УДК: 82'42DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-114-142

Аннотация: Анализируются границы понятий лингвокреативности и стереотипности применительно к рекламному дискурсу. С учетом «вторичной» природы семиозиса и языка рекламного дискурса, заимствующего языковые приемы и отдельные единицы из других дискурсов, исследование включает сопоставление рекламного и авангардного художественного дискурсов. Это связано с тем, что авангард генетически и типологически является одним из основных дискурсов-«доноров» рекламы как дискурса- «логофага». В сопоставлении дискурсов выявляются два вида лингвокреативности: языковая и дискурсивная креативность. Если под языковой креативностью понимается создание новых языковых единиц с целью формирования нового или обновление языка, то под дискурсивной креативностью понимается обновление на уровне микроструктуры дискурса, направленное на максимально успешное достижение дискурсивных целей и повышение эффективности коммуникации. В рекламном дискурсе дискурсивная креативность мотивируется языковой креативностью. Предлагается двухэтапная модель языковой манипуляции, первый этап которой направлен на «деавтоматизацию» восприятия адресата и соответствует критериям лингвокреативности, в то время как второй направлен на «автоматизацию» и соответствует стереотипности. В работе исследуются особенности реализации лингвокреативности и стереотипности в поэзии и рекламе на материале трех типов текстов: авангардного поэтического текста (Маяковский «В авто» (1913)); гибридных авангардно-рекламных текстов («Клином красным бей белых» (1920) Э. Лисицкого и «Советская азбука» (1919) В. Маяковского и Р. Якобсона) и современного рекламного текста. В результате проведенного исследования моделируется шкала лингвокреативности в рекламном дискурсе. Лингвокреативность представляет собой градуальное явление, степень которого может повышаться или понижаться в зависимости от наличия, частотности и степени проявленности того или иного признака в дискурсе. Основными признаками реализации лингвокреативности являются структурные (наличие / отсутствие языковых аномалий), семантические (наличие / отсутствие полисемии; эксплицитность / имплицитность выражения информации) и прагматические («сильная» / «слабая» коммуникация) критерии.

Ключевые слова: лингвокреативность, стереотипность, рекламный дискурс, авангардный художественный дискурс, языковая манипуляция

Список литературы:

Амири Л. П., Ильясова С. В. Языковая игра в рекламе // Рекламный дискурс и рекламный текст. М., 2011. С. 225–245.

Апресян Ю. Д. Языковые аномалии: типы и функции // Res Philologica: Филологические исследования. М.; Л., 1990. С. 50–71.

Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 297–318.

Брагина Н. Г. Социокультурные конструкты в языке. М., 2013.

Брик О. М. Искусство объявлять (Несколько общих замечаний) // Журналист. 1923. No 5. С. 26–28.

Винокур Г. О. Маяковский – новатор языка. М., 2006.

Высоцкая И. В. Прецедентность как средство обеспечения полноценности общения в сфере рекламы // Критика и семиотика. 2014. No 1. С. 125– 137.

Григорьев В. П. Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка. Избранные работы. 1958–2000-е годы. М., 2006.

Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.

Гумбольдт В. фон. Природа и свойства языка вообще // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 74–83.

Демьянков В. З. Стереотип // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 177–179.

Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междуна. науч. семинара. М., 2009. С. 11–19.

Заботкина В. И. Когнитивные основы лингвистической креативности // Когнитивные исследования языка. 2019. Вып. 38. С. 208–216.

Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М., 2017.

Зыкова И. В. Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического изучения. М., 2015.

Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке: семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М., 2014.

Ирисханова О. К. Лингвокреативные основания теории номинализации: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004.

Иссерс О. С. Речевое воздействие. М., 2009.

Киосе М. И. Техники и параметры непрямого наименования в тексте. Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2015.

Киосе М. И. Лингвокогнитивные техники параметрического резонанса // Когнитивные исследования языка. М., 2018. Вып. 35: Взгляд в будущее: новые перспективы когнитивных исследований языка. С. 219–232.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002.

Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

Пирогова Ю. К., Паршин П. Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М., 2000.

Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. М., 2012.

Ремчукова Е. Н. Прагматическая и эстетическая ценность «массового креатива» // Тр. Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2016. Вып. 7. С. 157–167.

Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988.

Силантьев И. В., Шатин Ю. В. Дискурс и стереотип // Критика и семиотика. 2014. No 20. С. 10–17.

Соколова О. В. Дискурсы активного воздействия: теория и типология: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2015.

Соколова О. В. Гибридные тексты как форма взаимодействия авангардного художественного и политического дискурсов // Слово.ру: балтийский акцент. 2020. Т. 11, No 1. С. 50–86.

Степанов Ю. С. Асимптота – это стиль творчества // Творчество вне традиционных классификаций гуманитарных наук. М.; Калуга, 2008.

Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М., 2001.

Фатеева Н. А. Поэзия как филологический дискурс. М., 2017.

Фещенко В. В. Семиотика творчества и лингвистика креативности // Общественные науки и современность. 2008. No 6. С. 143–150.

Фещенко В. В. Язык как творчество и творчество в языке: к истории лингвистической идеи // Критика и семиотика. 2012. No 17. С. 84–94.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Шатин Ю. В., Восколович М. А. Влияние 25-го кадра в рекламе на подсознание зрителя // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие»: Сб. избр. ст. Сер. «Апрель 2016». СПб., 2016. С. 137–141.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. М., 2003.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 2004.

Baldini M. Il linguaggio della pubblicità. Roma, 2003.

Berman M. The Copywriter’s Toolkit: The Complete Guide to Strategic Advertising Copy. Oxford, 2012.

Blakemore D. Understanding Utterances. Oxford, 1992.

Cook G. The Discourse off Advertising. London; New York, 2006.

Fairclough N. Language and Power. London, 1989.

Galliot M. Essai sur la Langue de la Réclame Contemporaine. Toulouse, 1955.

Langlotz A. Idiomatic Creativity: A cognitive-linguistic model of idiomrepresentation and idiom-variation in English. Basel, 2006.

Langlotz A. Language, creativity, and cognition from // The Routledge Handbook of Language and Creativity. Routledge, 2015. P. 40–60.

Leech G. N. English in Advertising. London, 1966.

Quasthoff U. M. The uses of stereotype in everyday argument // Journal of Pragmatics. 1978. Vol. 2. P. 1–48.

Simone R. Pubblicità e creatività linguistica // Baldini M. Il linguaggio della pubblicità. Roma, 2003. P. 115–119.

Sperber D., Wilson D. Relevance: Communication and Cognition. Oxford, 1995.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН