Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Экфрасис как семиотический эксперимент

Авторы: Е. Е. Бразговская

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2020Страницы 52-72
УДК: 165.6 + 81-114.2DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-52-72

Аннотация: В центре внимания статьи – магия процессов вербализации и обратный перевод: создание ментального образа вещи на основании словесных дескрипций. Объект анализа – серия экфрасисов, представляющих предметы искусства (роман Горана Петровича «Атлас, составленный небом»). Исследуется когнитивно-семиотический аспект чтения: степень определенности ментальных образов и их достоверноcти определяется семиотическими техниками репрезентации. Иконизм экфрасисов – база для создания картин-гештальтов. По степени иконизма выделяются «абсолютные» копии (воспроизведенные страницы книг и писем); экфрасисы, выполненные в форме списка персонажей картины (иконы-схемы) и экфрасисы, создающие эффект «оживших» картин (киноизображения). Скрытая полилингвальность экфрасисов объясняет, почему ментальные картины можно не только видеть, но также слышать, обонять и осязать. Возможность символической интерпретации ментальных образов в контекстах интеллектуальной истории позволяет определить экфрасис как в большей степени созидающую, нежели миметическую практику.

Ключевые слова: экфрасис, ментальный образ, репрезентация, мультимодальное кодирование, семиотическая достоверность, Горан Петрович

Список литературы:

Бразговская Е. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. 224 с.

Бергер Дж. Искусство видеть / Пер. с англ. Е. Шраги. СПб.: Клаудберри, 2012. 184 с.

Зенкин С. Семиотика зрительного образа: Ролан Барт и Юрий Лотман //

Зенкин С. Работы о теории. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 262–274.

Инишев И. Иконический поворот в теориях культуры и общества // Логос. 2012. No 1 (85). С. 184–211.

Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого / Пер. с фр. Н. Сосна. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 176 с.

Мельникова-Григорьева Е. Отношение слова к образу как базовый механизм познающего сознания // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сб. ст. / Сост. и ред. Д. В. Токарев. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 113–130.

Менделсунд П. Что мы видим, когда читаем: феноменологическое исследование с иллюстрациями / Пер. с англ. Л. Трониной. М.: АСТ: CORPUS, 2016. 448 с.

Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. 281 с.

Ямпольский М. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 688 с.

Calvert G. (ed.) The Handbook of Multisensory Processes. Cambridge, London: MIT Press, 2004. 915 р.

Cassin B. (ed.) Image // Dictionary of Untranslatables: A Philosophical Lexicon / Trans. by S. Rendall. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2014. P. 478–479.

Clüver C. Quotation, Enargeia, and the Functions of Ekphrasis. Pictures into Words: Theoretical and Descriptive Approaches to Ekphrasis. Eds. V. Robillard and E. Jongeneel. Amsterdam: Vrije Universiteit UP, 1998. P. 35–52.

Elkins J. (ed.) Visual Literacy. New York: Routledge, 2009. 228 р.

Killander C., Lutas С. L. A New Look on Ekphrasis: An Eye-tracking Experiment on a Cinematic Example // Ekphrasis. Images, Cinema, Theatre, Media, 2014. Vol. 12 (2). P. 10–31.

Klarer M. Ekphrasis // Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / Ed. by D. Herman. London: Routledge, 2005. Р. 133–134.

Krieger M. Ekphrasis: The Illusion of the Natural Sign. Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 1992. 292 p.

Leeuwen Theo van. Multimodality and Multimodal Research // The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Eds. Eric Margolis & Luc Pauwels. Sage, 2011. P. 549–570.

Mitchell W. J. T. What Is an Image? // New Literary History. 1984. Vol. 15, no. 3: Image / Imago / Imagination. P. 503–537.

Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 464 p.

Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of Visual Culture. 2002. Vol. 1 (2). P. 165–181.

Mitchell W. J. T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. The University of Chicago Press, 2005. 380 p.

Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science // Visual Literacy. Ed. by J. Elkins. New York; London: Sage, 2009. P. 14–21.

Mitchell W. J. T. Image science: iconology, visual culture, and media aesthetics. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2015. 244 p.

Mondzain J.-M. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9. P. 307–315.

Pink S. A Multisensory Approach to Visual Methods // The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Ed. by E. Margolis & L. Pauwels. Sage, 2011. P. 601–615.

Rose G. Visual Methodologies: An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. 3 rd ed. London: Sage, 2012. 240 p.

Woodrow R. Rеading pictures: the impossible dream // Analysis and Metaphysics. 2010. Vol. 9. P. 62–75.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН