Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Язык теории как объект метапародии в прозе русского постмодернизма

Авторы: Г. А. Жиличева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ; РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2020Страницы 40-51
УДК: 82. 01/09DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-40-51

Аннотация:

Статья посвящена функциям метапародии в современной прозе. Рассмотрение проблемы базируется на концепции Ю. В. Шатина, установившего, что пародийность, в отличие от пародичности, усложняет референтную сферу текста.

В литературе постмодернизма рефлексия популярных теоретических концепций и понятий включается в сюжет, что приводит к эффекту метапародии, т. е. пародии на метаязык. В статье на материале произведений А. Битова, А. Жолковского, М. Успенского, А. Левкина, В. Пелевина анализируется рецепция теории сюжетных функций Проппа, структуралистского представления о языке как системе знаков, постструктуралистских категорий дискурса и нарратива.

Ключевые слова: метапародия, постмодернизм, роман, нарратив, А. Битов, А. Жолковский, М. Успенский, А. Левкин, В. Пелевин

Список литературы:

Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза конца XX века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 320 с.

Битов А. Пушкинский дом. М.: Известия, 1990. 416 с. (Библиотека советской прозы)

Жолковский А. К. НРЗБ. Allegro mafioso. М.: ОГИ, 2005. 272 с.

Ладохина О. Ф. Филологический роман. Фантом или реальность русской литературы ХХ века? М.: Водолей, 2010. 162 с.

Левкин А. Мозгва. М.: ОГИ, 2005.

Лучанкин А. И., Норберг В. В. Экономика смеха: абсурд и утопия в социальной инноватике. Екатеринбург: Зевс, 2005. 340 с.

Мейзерский В. М. Философия и неориторика. Киев: Лыбидь, 1991. 192 с.

Пелевин В. О. Empire V. М.: Эксмо, 2006. 416 с.

Пелевин В. О. iPhuck 10. М.: Изд-во «Э», 2017. 416 с.

Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи. М.: Эксмо, 2018. 416 с.

Пелевин В. О. S.N.U.F.F. М.: Эксмо, 2012. 480 с.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

Успенский М. Там, где нас нет. СПб.: Азбука, 2001. 416 с.

Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. С. 8–45.

Шатин Ю. В. Два лика пародии // Критика и семиотика. 2009. No 13. С. 179–196.

Morson G. The Boundaries of Genre: Dostoevsky’s Diary of a Writer and the Traditions of Literary Utopia. Evanston: Northwestern University Press, 1988. 219 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН