Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Автор и нарратор в истории русской литературы

Авторы: В. И. Тюпа

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2020Страницы 22-39
УДК: 82.09DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-22-39

Аннотация: Соотношение фигур автора и нарратора впервые рассматривается не чисто теоретически, но в диахроническом аспекте: как исторически меняющееся от Карамзина до Водолазкина. На смену синкретизму этих нарративных инстанций в прозе Карамзина приходит радикальное их размежевание у Пушкина в игровых формах «образа автора» или ненадежного нарратора (Белкин), что приводит к возникновению имплицитной авторской инстанции. Зрелая русская классика (за исключением «Войны и мира») отказывается от «образа автора», придавая имплицитному авторству статус репрезентации истинности бытия. Кризис классического авторства на рубеже XIX и XX вв. порождает разнообразные модификации рассматриваемой соотносительности в символизме, «орнаментальной» прозе, соцреализме, постмодернизме. Отмечены в статье также поиски творческой реконструкции классической оппозиции в творчестве Булгакова, Пастернака, в период «оттепели» 60-х гг. и в новейшей русской прозе.

Ключевые слова: автор, нарратор, историческая нарратология, образ автора, ненадежный нарратор, кризис авторства

Список литературы:

Андрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе Андрея Битова. СПб., 2011.

Белая Г. А. Стилевой регресс: o стилевой ситуации в литературе соцреализма // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 556–568.

Богданова О. В., Кибальник С. А., Сафронова Л. В. Литературные стратегии Виктора Пелевина. СПб., 2008.

Бочаров С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С. Г. О художественных мирах. M., 1985. С. 124–160.

Гримова О. А. Поэтика современного русского романа: жанровые трансформации и повествовательные стратегии. Екатеринбург, 2018.

Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина. Новосибирск: Наука, 2001.

Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920–1950-x гг.). Новосибирск, 2013.

Замятин Е. Закулисы [1929] // Замятин Е. Соч. M.: Современник, 1988. С. 461–472.

Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

Mаркович В. М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака: «Герой нашего времни» – «Доктор Живаго» // Автор и текст / Под ред. В. M. Марковича, В. Шмида. СПб., 1996. С. 150–178.

Маркович В. М. Парадокс как принцип построения характера в русском романе XIX века // Маркович В. М. Избранные работы. СПб., 2008. С. 290–304.

Муравьева Л. Е. Редупликация (mise en abyme) и текст-в-тексте // Новый филологический вестник (РГГУ). 2016. No 2 (37). С. 42–52.

Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении / Под ред. В. И. Тюпы. M.: Intrada, 2014.

Силантьев И. В. Газета и роман: риторика дискурсных смешений. M.: Языки славянской культуры, 2006.

Социокультурный феномен шестидесятых / Под ред. В. И. Тюпы, О. В. Федуниной. M.: РГГУ, 2008.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высш. шк., 1989.

Тюпа В. И. Коммуникативная стратегия чеховской поэтики // Чеховские чтения в Оттаве. Тверь; Оттава, 2006. С. 17–32.

Тюпа В. И. Солярные повторы в романе Гончарова «Обломов» // Критика и семиотика. 2010а. No 14. С. 113–117.

Тюпа В. И. Функция читателя в чеховском нарративе // Русская литература. 2010б. No 3. С. 45–50.

Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. No 2 (52). С. 19–24.

Цилевич Л. М. Повествователь в чеховском рассказе // А. П. Чехов. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. M.: Просвещение, 2011. С. 280–282.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

Шатин Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики. M.: Языки славянской культуры, 2015.

Шмид В. Проза как поэзия. СПб., 1998.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянских культур, 2008.

Booth W. The Rhetoric of Fiction. Chicago, 1983.

Dällenbach L. Le récit spéculaire: Essai sur la mise en abyme. Paris, 1977.

Fludernik M. The Diachronization of Narratology. Narrative, 2003, vol. 11, no. 3, p. 331–348.

Jong, I. de. Diachronic Narratology (The Example of Ancient Greek Narrative). In: Handbook of Narratology. 2 nd ed. Berlin, Boston, Walter de Gruyter, 2014, vol. 1, p. 115–122.

Schmid W. Narratology. An Introduction. Berlin, New York, de Gruyter, 2010.

Schmid W. Poetic or Ornamental Prose. In: Handbook of Narratology. 2 nd ed. Berlin, Boston, Walter de Gruyter, 2014, vol. 1, p. 720–725.

Tiupa V. Интрига слова в рассказе В. Набокова «Рождество». In: Tiupa V. Wyklady z nieklasycznej narratologii. Toruń, 2018, p. 169–173.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН