Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Вариации археосюжета о призвании певца на исходе мусической традиции («Баллада» Вл. Ходасевича и поэма «На Красном Коне» М. Цветаевой)

Авторы: Т. И. Подкорытова

ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 116-138
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-116-138

Аннотация: Анализируются тексты Ходасевича и Цветаевой на фоне древнего сюжета о призвании (посвящении) певца, широко представленного в поэзии со времен ее генезиса. Утвердившийся в мусической традиции образец поэтической инициации включает в себя такие мотивы, как явление божества (Музы), преображение самой природы певца, таинственное внушение песенного дара, откровение таинств бытия и призвание к служению – выполнению предназначенной миссии внедрения истины в мир. Исходная форма сюжета повторяет в близких чертах сценарий инициации жреца-шамана. Претворение жреческого инициационного ритуала применительно к певцу связано с утверждением миссии нового «культурного героя». На стадии генезиса сюжет о призвании певца знаменует смену демиургических сил культуры, переход авторитетного слова истины от жреца к поэту. Главной целью его призвания изначально и во все последующие эпохи становится синтез разрозненных местных элементов в целостную систему этнокультурного космоса, создание консолидирующей платформы общекультурных ценностей. В отличие от таинств оракула, от эзотерически закрытого слова ритуала, слово поэзии не замыкается от мира, а внедряется в мир как исходящее от богов откровение, раскрывающее предназначение исторического здесь-бытия. Модернистский век вносит в сюжет о призвании певца смысловые смещения, ломающие мусический инвариант. Посвященные теме призвания певца «Баллада» Ходасевича и поэма «На Красном Коне» Цветаевой созданы в 1921 году, практически на финальной черте – на исходе самой мусической традиции. Прощание с Музой и музыкой – основная тема поэтологии Серебряного века. Новые вариации инициационного сюжета обусловлены именно этим предчувствием «последних времен» классической Музы. В свете традиционного образца хорошо видно, какие изменения вводят в сюжет Ходасевич и Цветаева. Вместо обычного явления Музы в качестве источника дара выступает таинственный персонаж (в «Балладе» некий занебесный музыкальный Дух; в поэме «На Красном Коне» персонифицированный Эрос); меняется вектор связи: не божество нисходит в дольний мир к поэту, наделяя его творческим потенциалом, а, наоборот, креативный поэтический дух прорывается из земной «тюрьмы» в запредельную область богов. Сюжет о призвании в поэтических версиях Ходасевича и Цветаевой редуцируется: оба отменяют свою «законодательную» миссию, отказываясь от внедрения божественной истины в мир, в обоих текстах отсутствует конечная цель призвания – служение, а целью инициации является выведение поэта за пределы здесь-бытия, его возврат к высшему источнику творческого дара. Такая трансформация сюжета – следствие эсхатологической рефлексии «последних поэтов», осознавших исчерпанность культуротворческой миссии великой мусической поэзии.

Ключевые слова: Муза, генезис поэзии, традиционный образец поэтической инициации, историческая миссия певца, кризис мусической традиции, поэтология начала ХХ века, Ходасевич, Цветаева

Список литературы:

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

Античная лирика. Переводы с древнегреческого и латинского / Сост. и примеч. С. Апта, Ю. Шульца. М.: Худож. лит., 1968.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1963.

Боровикова М. Из комментария к поэме М. Цветаевой «На красном коне» // Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы междунар. конф. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2007. С. 396–407.

Бочаров С. Г. «Памятник» Ходасевича // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999.

Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: Изд-во РГГУ, 2008.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.

Войтехович Р. Марина Цветаева и античность. М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Тарту: Тартуский ун-т, 2008.

Волошин М. А. Пути Эроса (Мысли и комментарии к Платонову пиру) //

Волошин М. А. Из литературного наследия: В 2 кн. / Под ред. А. В. Лаврова. СПб.: Алетейя, 1999. Кн. 2. С. 13–38.

Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: Сов. писатель, 1992.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

Григорьева Н. Магическое зеркало «Метаморфоз» // Апулей. «Метаморфозы» и др. сочинения /Сост. и науч. подгот. текста М. Гаспарова. М.: Худож. лит., 1988. С. 5–24.

Гринцер Н. П. Древнегреческая «лирика»: значение термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 13–53.

Жирмунский В. М. Легенда о призвании певца // Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. С. 397–407.

Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

Корниенко С. Ю. Самоопределение в культуре модерна: Максимилиан Волошин – Марина Цветаева: Монография. М.: Языки славянской культуры, 2015.

Надь Гр. Греческая мифология и поэтика. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

Платон. Собр. соч.: В 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. Т. 2.

Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.

Подкорытова Т. И. «Пастушеский» эпизод в легендарных биографиях первых поэтов // Народная культура Сибири: Материалы XXIV Научно- практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 158– 171.

Подкорытова Т. И. Прощание с Музой: кризис мусической традиции в поэтологических интенциях Серебряного века // Дергачевские чтения – 2016. Русская словесность: диалог культурно-национальных традиций: Материалы XII Всерос. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 42–51.

Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: Вост. лит., 1997.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука, 1979. Т. 10.

Скляров О. Н. Первая «Баллада» В. Ходасевича как неотрадиционалистский текст (опыт интерпретации) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. С. 115–124.

Скрипова О. А. Трансформация балладного сюжета в поэме М. Цветаевой «На красном коне» // Урал. филол. вестн. Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2016. № 3. С. 127–138.

Смит А. Мемуарный очерк Марины Цветаевой Живое о живом (1932 г.) в контексте мифотворческих тенденций российского и европейского модернизма 1910-х – 1930-х годов // AvtobiografiЯ. 2012. № 1. C. 167–210.

Турсунов Е. Д. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. Астана: Фолиант, 1999.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.

Фрейденберг О. М. Происхождение греческой лирики // Лирика: генезис и эволюция. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 396–413.

Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008.

Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. / Сост. и подгот. текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова. М.: Согласие, 1996. Т. 1, 2; 1997. Т. 4.

Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. Л.: ТЕРРА : Кн. лавка РТР, 1997.

Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М.: Худож. лит., 1963.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Göbler F. Vladislav F. Chodasevič. Dualität und Distanz als Grundzüge seiner Lyrik. München: Verlag Otto Sagner in Kommission, 1988.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН