Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Образ читательницы эпохи модерна в русской живописи и ранней лирике М. Цветаевой

Авторы: Н. В. Проданик

ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 65-78
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-65-78

Аннотация: Устанавливается, какими чертами наделен образ читательницы в отечественной живописи на рубеже XIX–XX веков и в ранних поэтических сборниках М. Цветаевой – «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Образ девушки с книгой, запечатленной в пейзажном пространстве (или у окна, распахнутого в парк), есть в творчестве М. Нестерова, Н. Ге, К. Сомова, В. Шухаева. Парк, сад, вечер, окно, тишина и книга – все это слагаемые образа Дамы Серебряного века. В ее облике вполне определенно «прочитываются» черты давно ушедших эпох – Возрождения, рококо, романтизма, она театрально примеряет на себя уже известные женские судьбы. В эпоху модерна образ любительницы книги не только генетически восходит к предшествующим этапам культуры, но и обретает новые черты. В первых сборниках М. Цветаевой появляется образ читательницы, осознающей, что мир искусства, в который путеводной нитью выступила книга, оказался манящим призраком, а игра в культурные ассоциации помешала читательнице экзистенциально проявиться.

Ключевые слова: модерн, творчество М. Цветаевой, образ читательницы в ранней лирике М. Цветаевой, русская портретная живопись XIX – начала XX века

Список литературы:

Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Наука, 1983. 736 с.

Батюшков К. Н. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1977. 206 с.

Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. 255 с.

Вацуро В. Э. Избр. тр. М.: Языки славянской культуры, 2004. 825 с.

Герасимова Е. Портрет Натальи Ивановны Петрункевич // Искусство. 2009. № 20. URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200902007 (дата обращения 10.11.2017).

Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000. 320 с.

Данилова И. Е. Портрет и натюрморт: человек и вещь // Данилова И. Е. «Исполнилась полнота времен…». Сборник статей. М.: Изд-во РГГУ, 2004. С. 78–167.

Дунаева Е. Н. Декабристы и книги. М.: Книга, 1967. 63 с.

Жуковский В. А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 1. 438 с.

Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр Москва, 1993. Т. 2. С. 271–276.

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 3. 488 с.; Т. 4. 520 с.

Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М.: Книга, 1975. Т. 1. С. 35–107.

Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. М.: ТЕРРА; Книжная лавка – РТР, 1997. Т. 1, кн. 1: Стихотворения. 336 с.

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН