Новости | Институт филологии СО РАН
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
Главная
Последние события
18 марта 2019 года в секторе литературоведения состоялся научно-методический семинар, посвящённый творчеству Андрея Платонова 01.04.2019

18 марта 2019 года в рамках научно-методического семинара сектора литературоведения Института филологии СО РАН выступила аспирантка А.Б. Борисова (научный руководитель д-р филол. наук Е. Н. Проскурина, ведущий научный сотрудник) с докладом «Рассказ А.П. Платонова "Невозможное": жанрово-повествовательная структура, функция двойничества как способа моделирования авторского "Я"».

В докладе рассказ А.П. Платонова «Невозможное» (1921) был проанализирован как многомерное целое, обладающее сложной структурой – как на уровне жанра, так и в плане повествования. В жанровой структуре рассказа выделяются биография, научная статья, элементы философского эссе и лирико-философской поэмы. На повествовательном уровне, помимо нейтрального фона, были выделены лирический монолог, научный и публицистический дискурс.

Жанровая и стилистическая разнородность произведения долго не позволяла исследователям однозначно определить его жанровую доминанту. Не случайно первоначально рассказ «Невозможное» был отнесен к публицистическому жанру и лишь в томе Научного собрания сочинений включен в корпус «Ранние рассказы». В определенном ракурсе произведение действительно может быть прочитано как публицистическая статья, содержащая авторскую рефлексию над философскими, научными концепциями в характерной для Платонова свободной манере письма, с выступанием за границы одного жанра.

Нацеленность на адресата, заявленная в самом начале «Невозможного», активизирует его коммуникативную функцию. Включение Платоновым в рассказ своих собственных технических разработок вносит в него элемент научной автобиографии. Вместе с тем, «Невозможное» – это жизнеописание «нового святого»: воплощение образа «нового человека», жизнь которого, не оборвись она столь внезапно, могла бы открыть путь к Тайне мира – главной метафизической проблеме, над которой билось сознание молодого Платонова. Но одновременно это и лирическое повествование о «рыдающей» красоте мира и невероятной, «невозможной» любви безымянного героя – альтер эго повествователя – к девушке Марии. Использование приема двойничества позволило автору через образ «другого» выразить свои самые сокровенные переживания, обнажить перед читателем собственную душу. Объединяющим слоем, поддерживающим целостность произведения, служит мотивная структура с такими основными компонентами, как мотивы Тайны, преображения мира в варианте восстания на вселенную, света, невозможного, тишины, музыки, любви, смерти и бессмертия и др.

Дата публикации:01.04.2019