Новости | Институт филологии СО РАН
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
Главная
Последние события
Сотрудники сектора литературоведения Института филологии СО РАН в феврале 2019 г. провели ряд научно-методических семинаров 01.03.2019

11 февраля гл. науч. сотрудник сектора, д-р филол. наук Л.П. Якимова выступила с докладом «Роман Вс. Иванова "Проспект Ильича": между классикой и социалистическим реализмом».

Доклад посвящен роману Всеволода Иванова «Проспект Ильича», написанному в 1942 году. Сюжет романа развертывается на фоне событий начавшейся Великой Отечественной войны. Подробно рассмотрена идейная и эстетическая связь с предыдущим романом Всеволода Иванова «Вулкан», который был задуман и написан накануне Второй мировой войны. Судьба обоих романов сложилась драматически: оба романа были впервые напечатаны по архивным материалам только после смерти писателя. Роман «Вулкан» был опубликован в 1966 г., а «Проспект Ильича» – только в 2016 г. Обе публикации состоялись в журнале «Сибирские огни».

Творческая история и история несостоявшейся публикации романа «Проспект Ильича» рассматриваются в докладе на основании опубликованного в 2001 г. дневника Всеволода Иванова. Показан историзм художественного мышления писателя и глубина его мысли, которые оказались несозвучны динамичному военному времени. Несмотря на то, что оба романа связаны с поэтикой и эстетикой социалистического реализма, индивидуальные черты стиля и историческая концепция романа сделали публикацию невозможной. Опыт Иванова рассматривается в широком контексте художественной и пропагандистской литературы времени, когда был задуман и создан роман «Проспект Ильича» (И. Эренбург, К. Симонов, В. Лебедев-Кумач). Также показано, что роман опередил свое время и связан с литературой о войне, создававшейся в последующие десятилетия (В. Некрасов, Б. Полевой, «лейтенантская проза»).

Работа над романом отразила мысль писателя о необходимости экстренного создания большого романа, который воспроизводил бы черты наступившего военного времени и соединил бы задачу агитации пропаганды с элементами исторического анализа и прогноза. На частном примере романа «Проспект Ильича» показаны общие механизмы феномена «возвращенной литературы», пики которого приходились на годы «оттепели» и «перестройки».

18 февраля мл. науч. сотрудник сектора И.С. Полторацкий выступил с докладом «Стилизация орнаментального сказа в прозе Дениса Осокина. Цикл рассказов "Ангелы и революция"».

Современный прозаик Денис Осокин в дебютном цикле рассказов «Ангелы и революция» (2002) обращается к литературе русского авангарда 1920-30-х годов, используя приём стилизации орнаментального сказа. Осокин воссоздаёт текст, якобы написанный молодым писателем-примитивистом в г. Вятке в 1923-м году. Послереволюционный город предстаёт в виде альтернативной утопии, возвращённого «рая», в котором ангелы соседствуют с чекистами, девушками и большевиками.

Цикл состоит из 80 минималистичных новелл любовной тематики, объединённых стилистической фигурой орнаментального сказа. Мортальные мотивы вынесены за границы локуса Вятки, они получают развитие в дальнейших революционных циклах рассказов Осокина, таких как «Наркоматы», «Сборник пролетарской поэзии», «Анна и революция» и т.д.

В докладе была рассмотрена специфика нарративной и стилевой организации малой прозы Дениса Осокина в контексте орнаментальной прозы ХХ века, а также теоретических исследований русских формалистов.

25 февраля аспирант сектора П.Е. Жиличев выступил с докладом «Дискурсивная стратегия абсурда в драматургии Гарольда Пинтера».

В докладе были рассмотрены проблемы дискурсивного строения пьес Гарольда Пинтера, нобелевского лауреата, представителя английского театра абсурда. Особое внимание уделено вопросу о взаимодействии субъекта, объекта и адресата драматургического произведения. Проанализированы способы реализации дискурсивной стратегии абсурда на разных уровнях художественной структуры: пространственно-временной организации, системы персонажей, речевой деятельности автора и героев.

В качестве материала были выбраны пьесы Гарольда Пинтера разных периодов творчества («Комната», «Карлики», «Сторож», «Ничья земля»).

Дата публикации:01.03.2019