Новости | Институт филологии СО РАН
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
Главная
Последние события
14 февраля защищена кандидатская диссертация аспирантки сектора литературоведения ИФЛ СО РАН М.И. Крюковой «Экфрастический тезаурус в прозе А.С. Грина» 18.02.2019

14 февраля 2019 в Диссертационном совете Д 212.285.15 Уральского федерального университета состоялась защита диссертации аспирантки сектора литературоведения ИФЛ СО РАН М.И. Крюковой «Экфрастический тезаурус в прозе А.С. Грина», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 0.01.01 - Русская литература. Научный руководитель: д.ф.н., ведущий научный сотрудник сектора литературоведения ИФЛ СО РАН Е.Ю. Куликова.

Официальные оппоненты: Анисимов Кирилл Владиславович, доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», (г. Красноярск), заведующий кафедрой журналистики и литературоведения; Зверева Татьяна Вячеславовна, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», (г. Ижевск), профессор кафедры истории русской литературы и теории литературы.

Научная новизна исследования определяется следующими его аспектами:

1. Впервые предпринято системное исследование экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина;

2. Впервые осуществлено комплексное аналитическое описание визуальной образности в романах и рассказах А.С. Грина;

3. Обозначены интертекстуальные связи произведений А.С. Грина с прозой и поэзией писателей XIX и XX вв. в аспекте экфрасиса;

4. Понятие «экфрасис» в творчестве А.С. Грина рассматривается в контексте исследования проблем интермедиальности, синтеза искусств и синкретических медиасистем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина показывает, что ключевым для творчества писателя является «динамический» экфрасис как метафора ожившего изображения, организующая в тексте оппозиции живого/мертвого, статического/динамического, мгновенного/вечного.

2. Метафора ожившего изображения определяет развитие мотивики и сюжетики во многих произведениях А.С. Грина (в творчестве писателя выделено более 30 экфрасисов такого типа), сюжетная динамика обеспечивается переходом границы между пространством «искусства» (картины) и «жизни» (все, что оставлено за рамками картины).

3. На основе анализа экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина доказано, что экфрасис играет важнейшую роль в художественном мире писателя и широко распространен в его произведениях, что свидетельствует о приверженности писателя к интермедиальной парадигме культуры ХХ в.

4. Проза А.С. Грина развивалась в тесном взаимодействии с русской и зарубежной классикой и беллетристикой, в которой в той или иной мере представлен экфрастический тезаурус; влияние на творчество писателя оказали экфрасисы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г. Флобера, Э. По, А.И. Куприна.

5. Для А.С. Грина важны не только сюжетно-тематические заимствования и переклички, но и многообразие форм включения экфрасиса в текст произведения: экфрасисы возникают в сознании героев (картины-сны, картины-мечты, картины-видения), вставляются в произведение как отдельные, независимые сюжетные эпизоды, проявляется игра с рамками описанных в тексте изображений. Анализ экфрастического тезауруса позволяет проследить неоромантические черты поэтики А.С. Грина.

http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=286823 

Дата публикации:18.02.2019