Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Гендерные стереотипы и концептуализация представлений о мужчине и женщине в языковом сознании ребенка

Авторы: Ефремов Валерий Анатольевич

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

В рубрике Языкознание

Выпуск 1, 2009Страницы 191-200
УДК: 808.2DOI:

Аннотация: Статья посвящена исследованию гендерных стереотипов как способов концептуализации представлений о мужчине и женщине в языковом сознании ребенка. Анализируя материал, полученный методом прямого толкования слов, автор выявляет то, как в языковом сознании школьника гендерные стереотипы формируют не только сами концепты мужчина и женщина, но и в целом представление о маскулинности и феминности, а также о взаимоотношении между полами. Более того, гендерные стереотипы активно используются в речемыслительной деятельности ребенка при определении признаковых и абстрактных слов, что свидетельствует о глубинном характере и высокой степени освоенности этих когнитивных структур.

Ключевые слова: гендерный стереотип, концепт, концептуализация, языковое сознание, метод прямого толкования, маскулинность, феминность

Список использованной литературы:

Бадентэр Э. Мужская сущность. М., 1995.

Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2007.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982. Т. 2.

Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1984. Т. 4.

Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.

Кирилина А.В. Феминистская критика языка / Под ред. М.А. Денисовой. М., 2002.

Коноплева В.А. Гендерные стереотипы // Словарь гендерных терминов / Под ред. М.А. Денисовой. М., 2002.

Кубрякова Е.С. Концептуализация // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.

Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1977.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

Палкин А.Д. Возрастная психолингвистика: Толковый словарь русского языка глазами детей. М., 2004.

Русский ассоциативный словарь: В 2 т. / Ю.Н. Караулов и др. М., 2002 (РАС).

Русский семантический словарь / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1998. Т. 1. (РСС).

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН