Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: «Я знаю силу слов…», или Метапоэтика стихотворения В. Маяковского «Приказ по армии искусства» (к 125-летию со дня рождения поэта)

Авторы: В. Е. Головчинер, А. В. Хербер

Томский государственный педагогический университет

В рубрике Литературоведение

Выпуск 4, 2018Страницы 62-77
УДК: 82.09DOI: 10.17223/18137083/65/7

Аннотация: Впервые исследуется стихотворение «Приказ по армии искусства» в аспектах его поэтики, обнаруживается комплекс образов, ставших сквозным в произведениях Маяковского, посвященных теме поэта и поэзии. Метафора «армия искусства» и другие топосы с армейской семантикой интерпретируются как метазнаки, выражающие постоянную заботу поэта о сплочении усилий художников, о силе воздействия их произведений на сердца и души людей. На это указывают выступающие в функции специфического оружия названия инструментов, средств выразительности исключительно из сферы искусства. Отмечена перспектива развития армейской семантики в метапоэтике Маяковского: всегда придававший особое значение действенности произведений искусства, он «парадом развернет страниц своих войска» в поэме «Во весь голос».

Ключевые слова: В. Маяковский, «Приказ по армии искусства», метапоэтика, метазнак, метаструктура, метафоричность, армейская семантика, средства выразительности, частушка, загадка

Список использованной литературы:

Блок А. А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Правда, 1971. Т. 3.

Головчинер В. Е. Контекст стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2001. № 1(26). С. 50–57.

Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 2007. 320 с.

Горб Б. Шут у трона революции. М.: Улисс-медиа, 2001. 610 с.

Кантор К. М. Тринадцатый апостол. М., 2008. 368 с.

Катанян В. А. Маяковский: хроника жизни и деятельности. М.: Сов. писатель, 1985. 648 с.

Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: РГГУ, 2013. 584 с.

Киселев В. С. Метатекст как тип художественного целого (к постановке проблемы) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2004. № 282. С. 184–190.

Маяковский В. В. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Правда, 1978.

Платонов А. Размышления читателя. М.: Современник, 1980. 287 с.

Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 6: Формы саморефлексии литературы XX века: метатексты и метатекстовые структуры. Томск, 2004.

Русский футуризм. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. 479 с.

Сироткин Н. С. Жанр «приказа» в авангардистской поэзии (футуризм и левый экспрессионизм) // Филологические науки. 2001. № 4.

Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX в. М.: Языки славянской культуры, 2008. 328 с.

Штайн Э. Метапоэтика – размытая парадигма // Филологические науки. 2007. № 6. С. 41–50.

Якобсон Р. О. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литерату- ры. 1990. № 6 (ноябрь-декабрь). С. 73–98.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН