Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: К вопросу о принципах анализа грамматических категорий и глагольных форм в детской речи

Авторы: Гагарина Н.В.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт - Петербург

В рубрике Языкознание

Выпуск 4, 2008Страницы 173-181
УДК: DOI:

Аннотация: Исследование рассматривает принципы анализа глагольных форм и грамматических категорий в детской речи и предлагает набор жестких и мягких критериев для определения уровня «конвенциональности» детских глагольных форм и для их сопоставления с глагольными формами нормативного языка.

Ключевые слова: онтогенез, детская речь, глагольные формы, грамматические категории

Список использованной литературы:

Ахапкина Я.Э. Типы временной локализованности на раннем этапе речевого онтогенеза // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007.

Воейкова М.Д. Формальные особенности парадигмы прилагательного и ее усвоение детьми // Речь ребенка: ранние этапы. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. СПб., 2001.

Воейкова М.Д. Усвоение детьми категории количественности // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007.

Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М., 1972.

Гагарина Н.В. Аспектуальная семантика и функционирование видов русского глагола в детской речи: Дис. … канд. филол. наук, СПб., 1997.

Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.

Князев Ю.П. Стратификация видо-временных значений и детская речь // Материалы международного симпозиума «Сто лет Р.О. Якобсону». М., 1996.

Князев Ю.П. Основные этапы усвоения видо-временных значений в детской речи // Речь ребенка: первые этапы. СПб., 2000.

Князев Ю.П. Формирование видо-временных противопоставлений в детской речи // Исследования по языкознанию: К 70-летию чл.-корр. РАН А.В. Бондарко. СПб., 2001.

Пупынин Ю.А. Усвоение системы русских глагольных форм (ранние этапы) // Вопросы языкознания. 1996. № 3.

Пупынин Ю.А. Элементы видо-временной системы в детской речи // Вопросы языкознания. 1998. № 2.

Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса высказывания. СПб., 2000. (ПФГ)

Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность/вариативность. СПб., 2003.

Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры. СПб., 2005.

Сударева О. Г. Ранние этапы освоения детьми временных отношений и способов их языкового выражения // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007.

Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987. (ТФГ)

Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. СПб., 1991.

Теория функциональной грамматики: Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/ неопределенность. СПб., 1992.

Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): Дис. ... докт. филол. наук. Л., 1989.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.

Шведова Н.Ю. Глагол как доминанта в системе русской лексики // Филологический сборник. (К 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М., 1995.

Anglin J. Vocabulary development // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1993. N 10.

Bloom L. Language Development: From Two To Three. Cambridge, 1991.

Bloom L., Lifter K., Hafitz J. Semantics of the verbs and the development of verb inflection in child language // Language. 1980. N 56.

Bloom P. How children learn the meanings of words. Cambridge, 2002.

Chafe W.L. Meaning and the structure of Language. Chicago, 1970.

Clark E.V. The Lexicon in Acquisition. Cambridge, 1993.

Gagarina N., Voeikova M. and Gruzincev S. New version of morphological coding for the speech production of Russian children (in the framework of CHILDES) // Investigations info Formal Slavic Linguistics. Peter Lang, 2002.

Gentner D. Why nouns are learned before verbs: Linguistic relativity versus natural partitioning // Language development. Hillsdale NJ, 1982.

Gentner D., France I.M.. The verb mutability effect: studies of the combinatorial semantics of nouns and verbs // Lexical ambiguity resolution: perspectives from psycholinguistics, neurepsychology, and artificial intelligence. San Mateo, 1988.

Goldfield B., Reznick S. Early Lexical Acquisition: Rate, Content, and the Vocabulary Spurt // Journal of Child Language. 1990. N 17.

Ingram D., Welti A., Priem C. The early stages of verb acquisition in Spanish, German and English // The acquisition of verbs and their grammar: the effect of particular languages. Springer, 2006.

Kiebzak-Mandera D. Formation of the verb system in Russian children // Psychology of Language and Communication. 2000. N 4.

Kiebzak-Mandera D., Smoczyńska M., Protassova E. Acquisition of Russian verb morphology: The early stages // Studies in Pre- and Protomorphology. Wien, 1997.

Mervis C., Bertrand J. Early Lexical Acquisition and the Vocabulary Spurt: A Response to Goldfield and Reznick // Journal of Child Language. 1995. N 22.

Rescorla L., Mirak J., Singh L. Vocabulary growth in late talkers: lexical development from 2;0 to 3;0 // Journal of Child Language. 2000. N 27.

Stern  C., Stern W. Die Kindersprache. Leipzig, 1907.

Tesnière L. Éleménts de syntaxe structurale. Paris, 1959.

Tomasello M. Constructing a Language. Cambridge, 2003.

Voeikova M. Russian existential sentences: A functional approach. München, 2000.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН