Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Сюжетная машина как аннигилятор смысла («Дом листьев» Марка Z. Данилевского)

Авторы: Ю. В. Шатин

Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии СО РАН, Новосибирск

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2018Страницы 127-133
УДК: 808.1:821.111(73)DOI: 10.17223/18137083/63/11

Аннотация: Рассматривается проблема сюжета в литературе второй степени. В отличие от общепринятых классических образцов, ориентированных на изображение фрагментов целостной картины действительности, в литературе второй степени основным героем повествования становится сам имманентный смысл языка без его соответствия логике внешнего мира. Повествование при этом лишается абсолютной власти, а внеположенный смысл текста теряет признаки верификации, подвергаясь воздействию палимпсестных образований: интертекста, паратекста, гипертекста, метатекста, архетекста. Подобные изменения возвращают тексту исконную функцию комментария к множеству других текстов, которые могут иметь виртуальную природу. В таком случае смысл не открывается в процессе развития сюжета, но изобретается всякий раз по мере предъявления того или иного фрагмента. Сюжет теряет привычные очертания, становясь машиной, которая осуществляет игру по производству и уничтожению смыслов. Подобные тенденции зародились в первой половине ХХ в. К значимым образцам таких текстов можно отнести «Дар» Набокова или «Сад расходящихся дорожек» Борхеса. По мере перехода от модернизма к постмодернизму художественный текст окончательно теряет признаки структурной упорядоченности, подчиняясь ризомной организации. В качестве примера ризоматического членения в статье рассматривается роман Марка Z. Данилевского «Дом листьев».

Ключевые слова: постмодернизм, палимпсест, сюжетная машина, ризома

Список использованной литературы:

Данилевский М. Z. Дом листьев. Екатеринбург, 2016.

Делёз Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.

Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр М.. 2013.

Набоков В. В. Дар // Набоков В. В. Избр. М., 1990.

Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М., 2000.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Эко У. Открытое произведение. М., 2004.

Genette G. Palimpsestes: Le literature au second degré. P., 1982.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН