Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Сюжет «Второе пришествие Христа» в романах В. Шарова

Авторы: И. В. Ащеулова

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2016Страницы 106-113
УДК: 82-31ШаровDOI: 10.17223/18137083/55/12

Аннотация: Рассматриваются наиболее репрезентативные романы В. Шарова, в которых сюжет о Втором пришествии Христа определяет поэтику и художественную историософию («Репетиции», «Мне ли не пожалеть...», «Воскрешение Лазаря»). Возможность прихода Христа в мир, наполненный до краев страданием и смертью, толкает людей на реализацию утопических проектов, способствующих иллюзорному изменению реальности и истории. Ожидая пришествия Христа, герои романов В. Шарова выстраивают коллективный (религиозная секта в «Репетициях», хор в «Мне ли не пожалеть...») или индивидуальный (Алексей Бальменов в «Мне ли не пожалеть...», братья Кульбарсовы в «Воскрешении Лазаря») диалог с Богом в надежде понять единый замысел бытия и собственное предназначение. В романах Шарова движущей силой истории является фанатичная вера народа в грядущий рай, созданный своими руками, собственными страданиями. Бог, услышав и увидев эти усилия, страдания и безнадежный смысл человеческой истории, должен услышать «революционеров» и принять участие в общем процессе прекращения истории. Христос в данном контексте начинает восприниматься как революционер, главный герой русской революции, универсальный образ ее целей и задач. Через сюжет Второго пришествия Христа формируется основная мысль художественной историософии Шарова – истоки и смысл русской революции заложены в основании русской жизни и истории, в их религиозности, утопичности и эсхатологичности.

Ключевые слова: В. Шаров, сюжет, художественная историософия

Список использованной литературы:

Виролайнен М. Н. Исторические метаморфозы русской словесности. СПб.: Амфора, 2007.

Канунова Ф. З. Сюжет Христа в русской живописи и литературе XIX века (некоторые проблемы) // Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе: Сб. науч. тр. / Ин-т филологии СО РАН; Отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 2006. (Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы; Вып. 7).

Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание / Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск, 2003. Вып. 1. С. 27–28.

Шаров В. Воскрешение Лазаря. М.: Вагриус, 2003.

Шаров В. «Мне ли не пожалеть...». СПб.: Лимбус Пресс, 2013.

Шаров В. «Премиями вдохновение не заманишь»: Интервью. Беседовал М. Шабашов // Частный корреспондент: Электронная газ. 2012. 10 апр. URL: http:// www.chaskor.ru/article/vladimir_sharov_premiyami_vdohnovenie_ne_zamanish_1562 (дата обращения 19.11.2015).

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН