Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Текстология шаманских текстов, опубликованных А. В. Анохиным: комментарии к образам, символам и понятиям

Авторы: Ойноткинова Надежда Романовна

Институт филологии СО РАН, Новосибирск

В рубрике Фольклористика

Выпуск 4, 2014Страницы 101-108
УДК: 398.224(=512)DOI:

Аннотация: Представлен текстологический анализ алтайских шаманских текстов, опубликованных в книге А. В. Анохина «Материалы по шаманству алтайцев» (1924). Определяются важные семантические составляющие шаманского текста: архетипы, понятия и символы. Такие ценностные концепты, как пыйан / куруй ‘благо’, ÿлÿ ‘доля’, энчÿ ‘спокойная жизнь’, выступали важными ориентирами в сознании алтайцев-шаманистов при обращении к божествам и духам-покровителям. Общий мотив о божестве-громовержце, а также теоним Каршыт в шаманских текстах алтайцев находит свои параллели в индоиранской мифологии. Это позволяет нам считать, что шаманизм у народов Южной Сибири был открытой религиозно-культовой системой, вобравшей в себя элементы других архаичных религий.

Ключевые слова: поэтика шаманскиx текстов, обрядовый фольклор алтайцев

Список использованной литературы:

нохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924.

Гомбожапов А. Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX – XX в.: истоки и инновации. Новосибирск: Наука, 2006.

Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. М., 1893.

Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991.

Дыренкова Н. П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1927. Т. 6. С. 63–78.

Лелеков Л. А. Ахура Мазда // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 141–142.

Лелеков Л. А. Каршиптар // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 625.

Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.

Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987.

НПА – Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с.; ил. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 30).

Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.

Татаринцев Б. И. Этимологический словарь тувинского языка. Новосибирск: Наука, 2004. Т. 3.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН