Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Сюжет, история и время: от С. Л. Франка к Б. М. Эйхенбауму

Авторы: Капинос Е. В.

В рубрике Сюжет и методы его описания

Выпуск 1, 2013Страницы 7-18
УДК: 82.02DOI:

Аннотация: Как в ранних, так и в поздних работах Б. М. Эйхенбаума акцент сделан на идее «неподвижной истории», сформировавшейся под воздействием описания форм времени в «Предмете знания» С. Л. Франка. Следствием представлений о неподвижной истории становится расхождение «хронологического» времени со временем абсолютным. Для Франка абсолютное время реально вне актуальности, оно обнажает «непостижимое» в процессе познания, а для формалистов становится аналогом художественных форм с присущей им временной потенциальностью. Особенно много соответствий обнаруживается между формалистской теорией времени и формалистской концепцией сюжета.

Ключевые слова: потенциальность, хронология, Эйхенбаум, «неподвижная история», сюжет, лирический сюжет

Список использованной литературы:

1. Эйхенбаум Б. Анри Бергсон. Восприятие изменчивости / Пер. с фр. В. А. Фроловой // Запросы жизни. СПб., 1912. С. 3013–3015.

2. Эйхенбаум Б. Бергсон о сущности своей философии // Бюллетени литературы и жизни за 1912–1913 год. М.: Тип. Саблина, 1913. Т. 1: Литературный отдел. С. 494–499.

3. Светликова И. Ю. Новый ЛЕФ: история и литературно-художественные концепции: Дисс. … канд. искусствовед. СПб., 2001.

4. Светликова И. Ю. Истоки русского формализма: традиция психологизма и формальная школа. М.: НЛО, 2005. 166 с.

5. Кертис Дж. Борис Эйхенбаум: его семья, страна и русская литература. СПб.: Академический проект, 2004. 352 с.

6. Левченко Я. История и фикция в текстах В. Шкловского и Б. Эйхенбаума в 1920-е гг. Тарту, 2003.

7. Левченко Я. Другая наука: русские формалисты в поисках биографии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

8. Эйхенбаум Б. М. Мой временник // Эйхенбаум Б. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М.: Аграф, 2001. С. 11–136.

9. Эйхенбаум Б. М. Письма Тютчева // Ф. И. Тютчев: pro et contra. СПб., 2005. С. 351–359.

10. Франк С. Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Ф. И. Тютчев: pro et contra. СПб., 2005. С. 277–309.

11. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Соч. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 183–559.

12. Малкольм Н. Состояние сна. М.: Прогресс-Культура, 1993. 176 с.

13. Делез Ж. От воспоминания к грезе (третий комментарий к Бергсону) // Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 294–320.

14. Панов С. В., Ивашкин С. Н. Память культуры и сценография литературы: складки виртуального и следы невозможного // Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. С. 55–61.

15. Нагорная Н. А. Память и сны в автобиографической книге А. М. Ремизова «Подстриженными глазами» // Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. С. 20–26.

16. Эйхенбаум Б. Проблемы киностилистики // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». СПб., 2001. С. 13–38.

17. Исупов К. Г. Русская философская культура. СПб.: Университетская книга, 2010. 592 с.

18. Бергсон А. Творческая эволюция. М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. 196 с.

19. Чумаков Ю. Н. Заметки об идиожанрах Ф. И. Тютчева // Чумаков Ю. Н. Пушкин. Тютчев. Опыт имманентных рассмотрений. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 341–357.

20. Ханзен-Леве Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001. 632 с.

21. Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» // Эйхенбаум Б. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. С. 375–408.

22. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1993. С. 29–30.

23. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 270–281.

24. Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с.

25. Эйхенбаум Б. Размышления об искусстве // Жизнь искусства. 1924. № 99. С. 8–9.

26. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924.

27. Чумаков Ю. Н. Перспектива стиха или перспектива сюжета («Евгений Онегин»)? // Чумаков Ю. Н. Пушкин. Тютчев. Опыт имманентных рассмотрений. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 79–85.

28. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 255–269.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН