Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Самозванцы в снегах: образ Марины Мнишек в книге стихов Марины Цветаевой «Ремесло»

Авторы: Светлана Юрьевна Корниенко

В рубрике К 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Чумакова

Выпуск 1, 2023Страницы 69-83
УДК: 821. 161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2023-1-69-83

Аннотация:

Статья посвящена образу Марины Мнишек в книге стихов Марины Цветаевой «Ремесло» (1923). Образы самозванцев отразятся в двух циклах, входящих в эту книгу, – «Марина» (1921) и «Сугробы» (1922). В цикле «Марина» поэт возвращается к событиям Смуты, уже освоенным в ее лирике 1916 г. Решение этого исторического сюжета становится агональным не только по отношению к историографической традиции, но и апологии этих героев в собственных ранних стихотворениях. В цикле 1921 г. представлена альтернативная история, в которой появляется другая Марина – поэт, удачливая соперница за сердце Самозванца. Генеалогическое исследование поэтических образов раскрывает ряд источников: Д. Мордовцев, А. Белый, сборник Кирши Данилова и пр. Отсылки к былинному сюжету (песням «Гришка-Расстрига» и «Три года Добрынюшка стольнечал…») проясняются благодаря обращению к цветаевским пометам в черновой тетради 1922 г. (РГАЛИ). Отсылки к самозваному сюжету в цикле «Сугробы» проявляются при обращении к творческой лаборатории Цветаевой – ее записным книжкам, черновым и беловым тетрадям. В книге стихов «Ремесло» Цветаева неоднократно использует изобретенный в цикле «Марина» неологизм «Лжемарина», однако если цикл 1921 г. наполнен исторической конкретикой, то в цикле «Сугробы» (1922) поэт отказывается от конкретных образов в пользу чистой абстракции. Образ «Лжемарины» – в историческом и абстрактном письме – имеет пересечения: обилие орнитологических метафор, волшебство и химеричность образа, обнаженность и готовность к перерождению. Внутри поэтической книги (здесь Цветаева повторяет движение этого же сюжета в книге стихов «Версты. Вып. 1») образ теряет историчность, двигаясь в сторону абстрактного письма. «Лжемарина» в цикле «Сугробы» уже не историческая самозванка, а комплекс цветаевских метапоэтических принципов: отказ от имени, сущности и даже человеческой природы в пользу бесконечности перерождений в чужих именах и телах. Обращение к записным книжкам и черновым тетрадям позволяет увидеть динамику поэтического образа: движение от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от исторического факта к поэтическому образу.

Ключевые слова: Марина Цветаева, самозваный сюжет, метафоры творчества, черновые тетради, генетическое досье

Список использованной литературы:

Мейкин М. Марина Цветаева: поэтика усвоения. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1997. 312 с.

Орловский Я. Польский миф в поэтическом мире М. Цветаевой. URL: https:// www.chitalnya.ru/work/1642703/?ysclid=laoyu1tgxe449142335 (дата обращения 10.10.2022).

Рудик И. Русская тема в сборнике Марины Цветаевой «Версты. Стихи. Выпуск 1». Tartu: Tartu Ülicoolu Kurjastus, 2014. 166 с.

Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. М.: НЛО, 2002. 464 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН