Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Фигура Лескова в рефлексии Дурылина: «писатель-воспоминатель»

Авторы: Н. А. Непомнящих

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 1, 2020Страницы 104-116
УДК: 82:316.3 + 82.08DOI: 10.25205/2410-7883-2020-1-104-116

Аннотация:

Ставится проблема влияния творчества Н. С. Лескова на прозу С. Н. Дурылина. Рассмотрено, как в литературно-критических работах Дурылина, посвященных Лескову, делается акцент на единой идее лесковского творчества – поиске лесковскими героями веры в Бога и идеала. Дурылин одним из первых увидел в лесковских текстах примеры мирской святости. Сам Дурылин также в каждом произведении создает образы праведников в миру. Таким образом, его интерпретация превращает лесковский образ России в мифологему (авторская версия социокультурного мифа) Святой Руси. В свете этой мифологемы дурылинская Русь – это прежде всего ушедшая в небытие, как град Китеж, дореволюционная идеализированная Россия, образ которой Дурылин создает в своей прозе. В результате исследования найдены разные параллели в некоторых повестях и рассказах Дурылина отдельным лесковским произведениям: так, Дурылин намеренно повторяет эпизод из первых глав повести Лескова «Детские годы. Из воспоминаний Меркула Праотцева» в самом начале своей повести «Чертоги памяти моей (Записки Ельчанинова)». В истории с этим эпизодом внутри «Записок Ельчанинова», как в капле воды, отражается восприятие Дурылиным творчества Лескова в целом, в особенности его интерпретация лесковских персонажей в поиске веры как детей, по наитию обретающих Христа. Здесь также видно, каким образом идеи, возникающие у него в про- цессе чтения Лескова и написания о нем литературно-критических работ, воплощаются потом в собственном художественном тексте, приобретая отчетливое морализаторское звучание, многократно усиленное по сравнению с первоисточником.

Таким образом, можно говорить о том, что фигура Лескова, а также его эстетические принципы были переосмыслены в прозе Дурылина в свете его собственных идей.

Ключевые слова: Лесков, Дурылин, проза, сюжет, мотив, традиция, праведники, русская литература

Список использованной литературы:

Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006. 879 c.

Дурылин С. Н. «Брожу по взгорьям в дни глухонемые». Пропущенные «углы». Публикация МДМД. Подготовка текста, предисловие и примечание Анны Резниченко // Новый мир. 2008. No 12. С. 144–162.

Дурылин С. Н. Статьи и исследования 1900–1920-х годов / Статья и коммент. А. И. Резниченко, Т. Н. Резвых. СПб.: Владимир Даль, 2014.

Дурылин С. Н. В родном углу. Чем жила и дышала старая Москва. М., 2017. 592 с.

Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. СПб.: Алетейя, 2001. 314 с.

Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958.

Мотеюнайте И. В. С. Н. Дурылин о «Шерамуре» Н. С. Лескова // Литературный факт. 2018. No 10. С. 307–320.

Резвых Т. Н. Религия и культура в прозе и поэзии С. Н. Дурылина // Христианское чтение. 2015. No 3. С. 198–218.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН