Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ДВА РОМАНА О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ: «НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН» Э. М. РЕМАРКА И «ТЯЖЕЛЫЙ ДИВИЗИОН» А. ЛЕБЕДЕНКО

Авторы: О. Е. Похаленков

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2017Страницы 98-107
УДК: 82.091DOI:

Аннотация: Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу структуры образов героев в романе классика европейской военной прозы о Первой мировой войне Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) и в романе отечественного военного про- заика Александра Лебеденко «Тяжелый дивизион» (1932–1933). Если творчество Ремарка хорошо знакомо широкой публике не только за рубежом, но и в нашей стране, то «Тяжелый дивизион» Лебеденко мало известен в настоящее время, хотя он является одним из немногих произведений о Первой мировой войне в отечественной литературе (наряду с «Тихим Доном» М. Шолохова, «Хождением по мукам» А. Толстого и др.). Представленный компаративистский анализ осуществляется на базе сюжетной модели «инициация», которая рассматривается в качестве основы военной прозы. В ходе сравнительно-сопоставительного исследования выявляются события, реализующие мотивную модель (например, смерти, противопоставления прошлого и настоящего, фронтовой дружбы, социальной адаптации и др.) на соответствующих этапах «инициации» героя. В основе лежит традиционный (трехчастный) сценарий инициации, согласно которому инициируемый удаляется от людей, подвергается смерти-трансформации, а затем возрождается уже другим человеком. Выявлено, что если для средневековых эпосов была характерна трансформация образа участника войны в образ героя (например, в таких эпосах, как «Песнь о моем Сиде» или «Песнь о Роланде»), то в произведениях Э. М. Ремарка и А. Лебеденко, мотив перерождения в ядре модели сменяется мотивом разочарования в происходящем (что является одной из отправных точек появления литературы «потерянного поколения»). Кроме того, мотив символической смерти, который изначально находился в ядре модели, не изменяет своего положения. При этом он приобретает сюжетообразующую функцию, так как перестает (изза изменения функции) быть связанным с перерождением образа героя, а реализуется вместе с мотивом встречи с врагом. Меняются с развитием военной прозы и этапы инициации. Первоначальные этапы (удаление от людей, символическая смерть, перерождение) трансформируются в этапы взросления, фронтовых будней и возрождения. Итогом проведенного анализа становится инвариант сюжетной модели, повторяющейся в каждом из рассматриваемых текстов и существующей, таким образом, в каждой из национальных литератур, указывающей на определенную схематичность, которая продиктована литературной традицией.

Ключевые слова: Э. М. Ремарк, А. Лебеденко, сравнительное литературоведение, мотив, событие, фабула, сюжет, образ героя

Список использованной литературы:

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 341 с.

Лебеденко А. Г. Тяжелый дивизион: В 2 т. Л.: ГИХЛ, 1934. Т. 1. 382 с.; Т. 2. 424 с.

Похаленков О. Е. Образно-мотивный комплекс «инициация» в истории миро- вой литературы (на примере произведений о войне) // ФИЛОLOGOS. Елец, 2016. Вып. 1 (28). С. 49–57.

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. 1929. URL: http://lib.ru/ INPROZ/REMARK/front.txt (дата обращения 08.11.2014).

Силантьев И. В. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 224 с.

Bergonzi B. Heroes’ twilight: a study of the literature of the Great War. 2nd ed. London, 1980. 248 p.

Broich U. World War I in Semi-Autobiographical Fiction and in Semi-Fictional Autobiography – Robert Graves and Ludwig Renn // Intimate Enemies: English and German literary reactions to the Great War 1914–1918 / Eds. Franz Karl Stanzel and Martin Lӧschnigg. Heidelberg: Winter, 1993. S. 313–327.

Murdoch B. (ed.) Critical insights. All Quiet on the Western Front by Erich Maria Remarque. University of Stirling: Salem Press, 2011. 274 p.

Remarque E. M. Im Westen nichts Neues. 1929. URL: http://e-lingvo.net (дата обращения 10.08.2014).

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН