Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: О СООТНОШЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ТЕАТРАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ В СЮЖЕТАХ ПЕРВЫХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ГОГОЛЯ

Авторы: Е. Г. Падерина

В рубрике

Выпуск 2, 2016Страницы 87-95
УДК: 82-22DOI:

Аннотация: «Ревизор» – первая законченная комедия Гоголя, и она с равным правом принадлежит к шедеврам и театра, и литературы. Органическое единство сценических и литературных законов развертывания задуманного сюжета – результат осознанного авторского поиска. Статья посвящена первому этапу эволюции жанрового мышления драматурга – трем первым, неудачным, замыслам. В 1831 году была задумана по литературной модели жанра романтическая драма в прозе, в 1832 году – театральный фарс «Женихи» и следом комедия «Владимир 3-ей степени», которая стала первой попыткой объединить литературную и театральную модели жанра в единой авторской стратегии. Поиски Гоголем драматургического языка, равно адекватного запросам литературы и театра, рассматриваются в контексте влияния на русскую словесность реформаторских идей французских романтиков.

Ключевые слова: Гоголь, драматический замысел, жанровая эволюция, сюжет, сценичность, литературность

Список использованной литературы:

1. <Кулиш П. В.> Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: В 2 т. СПб., 1856. Т. 1.

2. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М., 2003. Т. 1.

3. Кургинян М. С. Поэтика романтической драмы // История романтизма в рус- ской литературе. М., 1979. Вып. 2: Романтизм в русской литературе 20–30-х годов XIX в. (1825–1840).

4. Вацуро В. Э. Историческая трагедия и романтическая драма 1830-х годов // История русской драматургии XVII–XIX веков. Л., 1982.

5. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

6. Падерина Е. Г. Пробовал ли Гоголь свои силы в жанре мелодрамы? (О первом драматическом замысле Гоголя) // Гоголеведческие штудии. Нежин, 2013. Вып. 3 (20). С. 97–113.

7. Томашевский Б. В. Французская мелодрама начала XIX века (из истории вольной трагедии) // Поэтика. Л., 1927. Вып. 2. С. 67–76.

8. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. <Б. м.>: Изд-во АН СССР, 1937–1952.

9. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1.

10. Вишневская И. Л. Гоголь и его комедии. М., 1976.

11. Родиславский В. И. О комедии Н. В. Гоголя «Владимир 3-й степени» // Беседы в Обществе любителей российской словесности при Московском университете. М., 1871. Вып. 3.

12. Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1964. Т. 2.

13. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

14. Плетнев П. А. Переписка с В. А. Жуковским // Сочинения и переписка П. А. Плетнева: В 3 т. СПб., 1885. Т. 3.

15. Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях / Сост. В. Гиппиус. М., 1931.

16. Гиппиус В. В. Гоголь Н. В. // Классики русской драмы / Общ. ред. В. А. Десницкого. Л.; М., 1940.

17. Баженов А. Н. По поводу бенефиса г-жи Бороздиной // Антракт. 1865. № 91. 21 дек.

18. Баженов А. Н. Сочинения и переводы. М., 1869. Т. 1.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН