Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Всегда ли метафора это только «сжатый сюжет»?

Авторы: В. В. Красных

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

Выпуск 2, 2019Страницы 194-205
УДК: 81DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-194-205

Аннотация: Статья содержит результаты анализа архитектоники метафор в художественном тексте на примере рассказа В. Токаревой «Система собак». В начале статьи кратко представляется современная научная парадигма, которая определяется как постнеклассика (по В. С. Стёпину), как этап неопостпозитивизма, характеризующийся холистичностью и интегративным характером. Также в статье упоминаются различные подходы к изучению метафоры: тропеический, интерактивный и когнитивный. Особо оговаривается изучение метафоры в связи с художественным текстом. При анализе текста В. Токаревой с целью выявления «скрытых» метафор были использованы следующие методы исследования: текстологический, контекстуальный, концептуальный и комбинаторный. В статье на конкретном материале обосновывается необходимость комплексного подхода интегративного характера и демонстрируются возможности его применения. Проведенный анализ позволил не только рассмотреть поверхностную метафору, отраженную в названии рассказа (ЛЮБОВЬ – это отношения «хозяин – собака»), и проанализировать ее развертывание в тексте, но и выявить «скрытые» метафоры: ЛЮБОВЬ – это высота, ЛЮБОВЬ – это химия, ЛЮБОВЬ – это вода, ЛЮБОВЬ – это свет, ЛЮБОВЬ – это многоцветие, яркость, красочность. Данные, имплицитно представленные в тексте «частные» метафоры формируют «общую» метафору, «более высокого» порядка: ЛЮБОВЬ – это СТИХИЯ, НЕ ПОДВЛАСТНАЯ ЧЕЛОВЕКУ. В конце делается вывод о том, что в сфере художественного текста метафора – это не только «сжатый сюжет», но и то, что не вербализуется в самом произведении, но стоит за всем текстом, будучи «растворенным» в повествовании. Следовательно, метафора может рассматриваться и как «развернутый сюжет», не всегда и не обязательно имеющий в рассматриваемом тексте конкретное вербальное воплощение в некотором (фиксированном) имени.

Ключевые слова: метафора, архитектоника метафор, «сжатый сюжет», «развернутый сюжет», В. Токарева

Список литературы:

Бахтин М. М. К проблемам методологии эстетики словесного творчества. I. Проблема формы содержания и материала в словесном художественном творче- стве // Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Русские словари, 2003. Т. 1. С. 265–325.

Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 153–172.

Зыкова И. В. Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лин- гвокультурологического изучения. М.: Ленанд, 2015. 380 с.

Зыкова И. В. Перцепция и фразеологический знак в свете (психо)лингвокуль- турологического подхода // Бубнова И. А., Зыкова И. В., Красных В. В., Уфимце- ва Н. В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем: Коллективная монография / Под ред. В. В. Красных. М.: Гнозис, 2017. С. 262–342.

Красных В. В. Новые науки о человеке говорящем: ответ на вызов нашего вре- мени. Вступительная статья // Бубнова И. А., Зыкова И. В., Красных В. В., Уфим- цева Н. В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / Под ред. В. В. Красных. М.: Гнозис, 2017. С. 6–18.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И. В. Шатуновского. М.: Языки славянской куль- туры, 2004. 792 с.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС Эдито- риал, 2004. 256 с.

Леонтьев А. Н. Образ мира // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251–261.

Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры. К двухсотлетию Канта. 1990. URL: https://www.libfox.ru/41051-hose-ortega-i-gasset-dve-glavnye-metafory.html (дата обращения 27.03.2019).

Серио П. Оксюморон или недопонимание? Универсалистский релятивизм универсального естественного семантического метаязыка Анны Вежбицкой // Политическая лингвистика. 2011. № 1 (35). С. 30–41.

Синицкая А. В. Пространственность и метафорический сюжет: На материале произведений С. Кржижановского и К. Вагинова: Дис. … канд. филол. наук. Са- мара, 2004. 202 с.

Стёпин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: ИД «Мiръ», 2009. С. 249–295.

Телия В. Н. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1990. 174 с.

Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Се- ребренников Б. А., Кубрякова Е. С., Постовалова В. К., Телия В. Н., Уфимце- ва А. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. С. 173–203.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

Чекан Н. И. Два подхода к пониманию метафоры: О. М. Фрейденберг и М. М. Бахтин // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6, ч. 2. С. 175–178.

Thorndyke P. W. Cognitive Structures in Comprehension and Memory of Narrative Discourse // Cognitive Psychology. 1977. Vol. 9, no. 1. P. 77–110. DOI 10.1016/0010- 0285(77)90005-6.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН