Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Лирика и наррация как две версии когнитивного моделирования реальности

Авторы: Т. Б. Радбиль

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Выпуск 2, 2019Страницы 171-182
УДК: 882DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-171-182

Аннотация: В работе излагаются основы когнитивной интерпретации категории художественного применительно к ее текстовой реализации средствами есте ственного языка. Цель исследования – сформулировать теоретические принципы разграничения нарратива и лирики как двух версий когнитивного моделирования реальности. Теоретической базой исследования является разрабатываемая автором «философия художественного слова» и междисциплинарная общегуманитарная теория нарратива на основе коммуникативного и когнитивно ориентирован- ного подхода. Метод исследования – когнитивно-дискурсивный анализ текста. Показано, что словесный тип воплощения категории художественного отражает особый тип сознания, направленного на лингвокреативное и эвристическое моделирование инобытия, трансцендентного по отношению к реальности говорящего, к тому, что мы именуем «просто жизнь», которая предполагает два дополнительно распределенных способа существования – пребывание в событии и пребывание в переживании. В соответствии с этим возможны два пути словесного когнитивного моделирования эстетического типа: (1) когнитивная модель нарратива; (2) когнитивная модель лирики. Нарратив основан на модели объективирования, т. е. разворачивания во временной последовательности того, что происходит вне зоны субъекта, когда в фокусе находится так называемый «внешний мир»; лирика реализует модель регистрации реактивного нерефлектируемого интенциональнго переживания происходящего с самим субъектом, когда в фокусе находится внутренний мир субъекта. Последовательно разграничиваются нарратив1 и лирика1 как феномены обыденного существования человека и, соответственно, нарратив2 и лирика2 как превращение естественного в семиотическое, природы в культуру в результате эстетического преобразования. Обе версии когнитивного моделирования реальности обусловлены особенностями естественного языка. Эстетическое преобразование «просто жизни» в двух его версиях совершает естественный язык посредством универсального механизма концептуальной (когнитивной) метафоры изобразительного или выразительного вида. При этом лирика – это своего рода торжество модуса над диктумом, а наррация – наоборот, своего рода гипертрофия диктума над модусом. Делается вывод, что не существует никакого особого «художественного языка» – мы имеем дело с самым обычным языком, взятым в особых условиях его применения, в особом типе коммуникации и с особой интенциональностью, просто использованным в особой функции когнитивного моделирования вероятностных состояний мира и / или сознания.

Ключевые слова: когнитивное моделирование реальности, категория художественного, нарратив, лирика, модус «реальность» / модус «текст», лингвопоэтика

Список литературы:

Беккет С. Изгнанник: Пьесы и рассказы. М.: Известия, 1989. 222 с.

Бродский И. Нобелевская лекция // Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пуш- кинский фонд, 2001. Т. 1. С. 5–16.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал, 2004. 256 с.

Лем С. Путешествия Ийона Тихого. М.: АСТ, 2015. 352 с.

Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искус- ство-СПб, 1996. 846 c.

Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб.: Нестор-История, 2015. 157 с.

Радбиль Т. Б. Коммуникативные и когнитивные основы теории нарратива в современном гуманитарном знании // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 23–35.

Радбиль Т. Б. Постулат о невозможности бессмысленного текста в свете лин- гвистики креатива // Тр. Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2016. Вып. 7. С. 99–110.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН