Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Поэтика художественной прозы: в поисках скрытых смыслов

Авторы: Е. Г. Беляевская

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2019Страницы 146-157
УДК: 81-13DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-146-157

Аннотация: Рассматривается возможность применения фреймовых семантик к исследованию поэтики художественной прозы для выявления тех смыслов и особенностей текста, которые не удается обнаружить посредством обычных процедур анализа дискурса. Опираясь на положение Р. Якобсона о том, что поэтика прозаического текста определяется двуединством звучания и значения, анализируются два типа репрезентации звука в прозаическом произведении. Во-первых, указание на звук содержится во фреймах, лежащих в основе конструирования фикциональной реальности, и одно упоминание звука способно во многом восстановить исходный фрейм. Во-вторых, изучение звуковых эффектов, формируемых в английском языке чередованием односложных слов с долгими и краткими гласными или последовательностью слов, расположенных по возрастанию (или по убыванию) слогового состава в русском языке, позволяет сделать определенные выводы об авторской интонации и авторской манере изложения как о метадискурсивной составляющей художественной прозы, раскрывающей способы подачи информации в процессе текстоформирования.

Ключевые слова: художественная проза, поэтическая функция, фреймы, звуковые фреймы, сопоставительное изучение языков

Список литературы:

Беляевская Е. Г. К определению понятия «метадискурс» // Когнитивные иссле- дования языка. 2016. № 24. С. 137–149.

Булгаков М. Мастер и Маргарита // Михаил Булгаков. Романы. Л.: Худож. лит., 1978. С. 423–812.

Иванов Вяч. Вс. Лингвистический путь Романа Якобсона // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 5–29.

Якобсон Р. Звук и значение // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Про- гресс, 1985а. С. 30–91.

Якобсон Р. Ретроспективный обзор работ по теории стиха // Роман Якобсон. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985б. С. 239–267.

Bradbury R. Dandelion Wine. L.: Panther, 1977. 192 p.

Carter R. Style and Interpretation in Hemingway’s ‘Cat in the Rain’ // Language and Literature: An Introductory Reader in Stylistics / Ed. by R. Carter. L.: George Allen & Unwin, 1982. P. 64–80.

Hailey A. The Moneychangers. New York: Pan Books, 1975. 476 p.

Minsky M. A framework for representing knowledge // Frame conceptions and text understanding. B., 1980. P. 1–25.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН