Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Этнография зоны по Параджанову

Авторы: А. Г. Микаелян

МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА

Выпуск 2, 2019Страницы 100-113
УДК: 929: 75(47 + 57)Параджанов + 39DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-100-113

Аннотация: Рассматривается тюремный период творчества Сергея Параджанова – в 1973–1977 гг. он отбывал заключение на Украине в лагерях строгого режима. По созданным им в тюрьме графическим работам, коллажам и киносценариям можно представить повседневную жизнь в советской тюрьме 1970–1980 гг., более того, можно составить представление об этнографии советского лагеря. В своих фильмах Параджанов часто использует этнографические реалии и атрибутику. Некоторые его фильмы даже считаются разновидностью этнографического кино. Однако есть мнение, что режиссер, помимо отражения этнографических реалий, не в меньшей мере создавал псевдоэтнографические. В этом плане его творчество тюремного периода представляет собой нечто отличное от обычных параджановских фантазий. В отличие от авторов, исследовавших этнографию тюрьмы, даже тех, кто опирался на собственный опыт (например, Л. Самойлов), Параджанов значительную часть своих произведений тюремного содержания создавал именно в лагере, подобно этнографу в поле, хотя имеются также работы, которые он создавал или дополнял уже после тюрьмы, опять же подобно этнографу, опирающемуся на свои полевые заметки. Иначе говоря, его творчество тюремного периода гораздо ближе к жанру этнографии, чем его “этнографические” фильмы.

Ключевые слова: советская тюрьма, тюремное искусство, этнография тюрьмы, тюремная повседневность, коллаж, музейная экспозиция

Список литературы:

Абрамян Л. Визит в музей кинорежиссера, обернувшийся праздником // Museum / Tangaran: gitatesakan ev metodakan handеs. Ереван, 2011. С. 9–29.

Ефимова Е. Современная тюрьма. Быт, традиции и фольклор. М.: ОГИ, 2004. 398 c.

Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. 155 с.

Катанян В. Параджанов. Цена вечного праздника. М.: Четыре искусства, 1994. 72 с., 84 илл.

Параджанов С. Лебединое озеро. Зона // Параджанов С. Исповедь / Сост. К. Церетели. СПб.: Азбука, 2001. С. 341–364.

Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 96–108.

Сергей Параджанов: Письма из зоны / Автор проекта и гл. ред. Г. Закоян. Ереван: Фильмадаран, 2000. 347 с.

Сергей Параджанов. Изоляция / Сост. З. Саргсян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2018. 420 с.

Татуировки заключенных. Из личного собрания Д. С. Балдаева. СПб.: Лимбус пресс, 2001. 166 c.

Abrahamian L. Toward a Poetics of Parajanov’s Cinema // Armenian Review. 2001–2002. Vol. 47, no. 3–4; vol. 48, no. 1–2.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН