Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Музыкальный феномен в фильмах Сергея Параджанова

Авторы: С. К. Саркисян

ЕРЕВАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ КОМИТАСА

Выпуск 2, 2019Страницы 64-77
УДК: 929: 75(47 + 57)Параджанов + 78DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-64-77

Аннотация: Рассматривается взаимосвязь музыки и кино – искусств, которые на протяжении столетия продемонстрировали разнообразный синтез на семиотическом и феноменологическом уровнях, а их взаимопроникновение породило новую субстанциональную форму их существования. Анализируются фильмы С. Параджанова, которые, находясь на стыке искусств, открыли новый феномен изобразительности звучащей музыки и выразительности безмолвного кино. Акцентируется внимание на том, что перетекание свойств одного искусства в другое не ущемляет жанровую природу этих искусств, иначе говоря, кино не перестает быть кино, а музыка – музыкой. Но в результате перетекания изнутри меняется каждое из искусств, возрастает амплитуда возможных ассоциативных связей. Данное обстоятельство отражается на восприятии искусств, особенно кино, приобретающего способность воздействовать, минуя основной для него визуальный ряд. Такого рода кинематограф обращен к интеллектуальным, чувственным, подсознательным импульсам воспринимающего, он формирует новый тип кинозрителя. Подчеркнуто, что Сергей Параджанов вошел в историю кино как реформатор его языка, успевшего за столетие своего существования перенасытиться формальной логикой сюжетного развития. Преодолевая литературную повествовательность, он привнес в свои фильмы поэтику и логику живописи, музыки, хореографической и пантомимической пластики, тем самым обогащая кинематограф новыми закономерностями синтеза искусств.

Ключевые слова: фильмы Сергея Параджанова, музыка, кино, интерпретация искусств, семиотика

Список литературы:

Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М.: Искусство, 1969. 295 с., илл.

Леви-Строс К. Мифологики / Пер. с фр. К. З. Акопяна. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1: Сырое и приготовленное. 396 с.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 566 с.; Т. 3. 672 с.

Mukařovský J. O estetyce filmu. Res facta 3. Teksty o musyce współszesnej. Kraków, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1969.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН