Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Портрет в авангарде: между именем и мифом

Авторы: Н. В. Злыднева

ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН

Выпуск 1, 2019Страницы 285-297
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-285-297

Аннотация: Рассматривается жанр портрета в живописи, преимущественно авангарда 1910-х гг., среди других жанров изобразительного искусства отмеченный как наиболее семиотический. Знаковая природа портрета базируется на его генезисе и восходит к погребальной маске, замещению изображением живого (в архаические эпохи имеющего сакральный статус) человека; отсюда – особая степень свободы означающего от означаемого, что нашло отражение в многочисленных литературных сюжетах. Семиотика портрета определяется и активным вербальным компонентом в качестве неотъемлемой части его «текста», именем собственным, начиная с эпохи Ренессанса, вторящего изображению конкретного человека. Возникнув как знак-индекс портретируемого, портрет на протяжении истории европейского искусства все более утрачивал свою значимость документа, вытесняя ее символическим значением. Проблема сходства в портрете уступает по значимости проблеме личности. В статье показано соотношение членов триады личина (маска) – лицо – лик в портрете, где лик рассматривается как функциональный визуальный эквивалент вербальному имени, его тождественности мифу. Наиболее ярко проблема имени и мифа проявилась в портрете эпохи исторического авангарда, особенно в беспредметном (авто)портрете. В статье приводится типология девиантных изображений в истории европейского портрета и специфика девиаций в портрете эпохи авангарда. Наряду с общими вопросами распознавания изображения в беспредметной и условно-фигуративной живописи ставится вопрос о соотношении имени собственного и изображения с мифологическим уровнем изобразительного текста. В беспредметном (авто)портрете русского авангарда проявляется след архаической мифопоэтической эпохи, эксплицирующей лицо как пространство мифа. Нулевая коммуникация безлицых фигур позднего Малевича – демонстрация доминанты лика как мифа в условиях позднего авангарда. Делается вывод: ориентированный на лик как внутреннюю форму изображения, сближающего имя и миф, беспредметный портрет эпохи исторического авангарда максимально приближен к глубинной смысловой основе жанра и его семиотической природе.

Ключевые слова: портрет, живопись, визуальная семиотика, миф, имя, русский авангард, девиация, лицо, внутренняя форма

Список литературы:

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.

Злыднева Н. В. Визуальный нарратив. Опыт мифопоэтического прочтения. М., 2013.

Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 2007. Т. 4: Семиотика культуры, искусства, науки. С. 333–344.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

(Серия «Мир искусств») URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm (дата обращения 19.01.2019)

Малевич К. Поэзия. М., 2000.

Подорога В. Феноменология тела. М., 1992.

Искусство портрета. Коллективный труд. М.: ГАХН, 1927.

Священник Павел Флоренский. Малое собрание сочинений. М., 1993.

Вып. 1: Имена. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/imena-main.htm (дата обращения 21.01.2019)

Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.

Тананаева Л. И. Сарматский портрет. М., 1979.

Топоров В. Н. Имя // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.

Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М., 2014.

Meis M. Face off. Did the invention of photography kill the painted portrait? Of course not // The Smart Set. 2014. URL: https://thesmartset.com/article0728 1401 (дата обращения 26.01.2019)

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН