Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: О поэтике Марины Цветаевой. Два сюжета

Авторы: И. Е. Лощилов

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН; НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 10-30
УДК: 82-14DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-10-30

Аннотация: В основу статьи положен доклад, сделанный автором на конференции, посвященной Марине Цветаевой и культурным практикам модерна. В докладе было изложено содержание двух заметок, написанных в разное время, по разным поводам и в разных жанрах. Конференция создала возможность и повод вернуться к двум частным сюжетам, проясняющим отдельные вопросы поэтики Цветаевой. Первый из сюжетов носит сопоставительный характер и связывает поэзию Цветаевой с художественным миром поэта круга журнала «Сатирикон» Петра Петровича Потемкина (1886–1926). Влияние Потемкина на Цветаеву было незначительным, но на него еще в 1925 году обратил внимание В. Ф. Ходасевич. Он указал в рецензии, что прием заданного рифмой, но непроизнесенного слова в поэме Цветаевой «Молодец» (1922) впервые был применен Потемкиным в одном из стихотворений его сборника «Смешная любовь» (1908). Почти одновременно с Цветаевой к этому же редкому приему обратился В. В. Маяковский в поэме «Про это» (1923). Рассмотрены два случая, когда новаторский версификационный поиск Цветаевой схож или генетически связан с приемами комического стиха Потемкина. В одном из случаев речь идет о поисках «зыбкой» рифмы. В некоторых случаях у двух поэтов созвучие слов делается возможным лишь на фоне жестко организованных метрических структур предыдущего текста, за счет инерции. Усложнение приема у Потемкина в стихотворении «Сановник и Веселая Девица» развертывается по концентрическому принципу, в одном из стихотворений цикла Цветаевой «Стихи о Москве» оно линейно. Тем не менее, можно предположить сознательную или бессознательную память об эффектных стихах Потемкина, предназначенных для исполнения на литературной эстраде и в кабаре. Второй пример связывает стихотворение Потемкина «Ванька Клюшник и Египтянка» со стихами Цветаевой из цикла «Стенька Разин». Общим является обращение к сюжету о встрече чудовища и красавицы, красота которой подчеркнута иноземным происхождением (Египет, Персия) и уменьшительными суффиксами. Сделан вывод о том, что важными для Цветаевой оказались не юмор и не комическое изображение жизни и языка мещан, а та часть поэзии Потемкина, которая связана с пародиями на бутафорию символистов. Вторая заметка посвящена анализу одного стихотворения Цветаевой, написанного в конце 1924 года. Обращение к автографу позволило уточнить графическое оформление стихотворения, искаженное в издательской практике. Показана генетическая связь стихотворения «Пела рана в груди у князя…» с поэтикой цикла Александра Блока «На поле Куликовом», со «Словом о полку Игореве» и несколькими другими памятниками древнерусской словесности. Особое внимание обращено на изощренную поэтическую форму стихотворения, основанную на переносах слов из одной строки в другую, богатых аллитерациях и неожиданных реверсивных рифмах. Показано, что звучание стихотворения имитирует пение стрелы в полете, а его композиция и графическое оформление содержат общие структурные элементы не с текстом, а с действием – стрельбой из лука. Лук, его элементы и примыкающие понятия (тетива, дуга, стрелы, колчан, силовой импульс, вращение, отдача) сложным образом зашифрованы в звучащей ткани стихотворения. Сделано предположение, что замысел короткого (11 строк) поэтического шедевра Цветаевой восходит к манифесту литературно-философского объединения «Скифы», опубликованному в 1917 году.

Ключевые слова: авангард, древнерусская литература, модерн, символизм, сравнительная поэтика, Петр Потемкин, Цветаева

Список литературы:

Блок А. А. Полн. собр. сочинений и писем: В 20 т. М.: Наука, 1997. Т. 3: Стихотворения. Книга третья (1907–1916). 992 с.

Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века». Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 720 с.

Голев Н. Д. Обыгрывание русских табуизмов в фольклорных метатекстах // «Злая лая матерная…» / Под ред. В. И. Жельвиса. М.: Ладомир, 2005. С. 305–333.

Горянский В. Петр Потемкин // Возрождение – Vozrojdenie – La Renaissance: Ежедневная газета (Париж). 1926. № 513, 28 окт. С. 3.

Зубова Л. В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: НЛО, 2000. 431 с.

Илюшин А. А. Русское стихосложение. М.: Высш. шк., 1988. 168 с.

Ланглебен М. Иконизм синтаксиса в «Путешествии в Арзрум» Пушкина // Тыняновский сборник. М.: ОГИ, 2002. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. С. 181–198.

Левинтон Г. А., Смирнов И. П. «На поле Куликовом» Блока и памятники Куликовского цикла // Тр. Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1979. Т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания. С. 72–95.

Лощилов И. Е. К описанию поэтики стихотворения Марины Цветаевой «Пела рана в груди у князя…» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2004. Вып. 3 (40). С. 95–98.

Лощилов И. Е. Петр Потемкин и Марина Цветаева: предварительные заметки к теме // Куприяновские чтения – 2009: Сб. науч. ст. и материалов. Иваново: Листос, 2011а. С. 44–54.

Лощилов И. Е. Минус-прием: три иллюстрации // «Минус-прием»: Вопросы поэтики / Под ред. Н. А. Ермаковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011б. С. 92–124.

Маяковский В. В. Про это / Фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста Родченко; Фотография Вассермана, Капустянского и Штеренберга. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. 43 с.

П. П. П-н. [Рец.:] Марина Цветаева. Стихи к Блоку. Берлин: Огоньки, 1922 // Воля России (Прага). 1922. № 19. 19 мая. С. 24.

Потемкин [П. П.] Смешная любовь: Первая книга стихов. СПб.: Иждивением Книгопродавца Г. М. Попова, 1908. 80 с.

Потемкин П. П. Герань: Книга стихов. СПб.: Изд. М. Г. Корнфельда, 1912. 208 с.

Скифы – [Мстиславский С. Д., Иванов-Разумник Р. В.] Скифы (Вместо предисловия // Скифы. Сборник 1-й. Пг.: Скифы, 1917. С. VII–XII.

Слово о полку Игореве / Вступ. ст., ред. текстов, пер., примеч. к др.- рус. тексту и словарь В. И. Стеллецкого. М.: Просвещение, 1965. 254 с.

Слово о полку Игореве / Вступ. ст., ред. текста, досл. и объяснит. пер. с др.-рус., примеч. Д. С. Лихачева. М.: Дет. лит., 1975. 221 с.

Суховей Д. А. Книга Петра Потемкина «Смешная любовь» // Русская литература в европейском контексте. II. Сборник научных работ молодых филологов. Warszawa, 2009. С. 247–255.

Тренин В. В., Харджиев Н. И. Маяковский и «сатириконская поэзия» // Литературный критик. 1934. № 4. С. 117–139.

Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Вопросы поэтики. Л.: Academia, 1924. Вып. 5. 140 с.

Ходасевич В. Ф. Заметки о стихах. 1. М. Цветаева. «Молодец» // Последние новости: Ежедневная газета под редакцией П. Н. Милюкова (Париж). 1925. № 1573, 11 июня. С. 4.

Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 2 т. / Под ред. Джона Малмстеда и Роберта Хьюза. Ann Arbor: Ardis, [1990]. Т. 2: Статьи и рецензии, 1905– 1926. 574 с.

Ходасевич В. Ф. Камер-фурьерский журнал / Вступ. ст., подгот. текста и указатели О. П. Демидовой. М.: Эллис Лак, 2002. 480 с.

Цветаева М. И. Стихотворения // Русская мысль: Ежемесячное литературно-политическое издание. 1922. Кн. VIII–XII. Берлин. С. 5–9.

Цветаева М. И. Мóлодец: Сказка. Прага: Пламя, 1924. 105 с.

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост., подгот. и примеч. Е. Б. Коркиной. Л.: Сов. писатель, 1990 (Библиотека поэта. Большая серия). 798 с.

Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. М.: Терра – Terra; «Книжная лавка – РТР», 1997. Т. 1, кн. 1. 332 с.; Т. 1, кн. 2. 318 с.; Т. 2. 592 c.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН