Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Концепты ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ как трансферные смысловые элементы поэтики Дмитрия Горчева

Авторы: И. В. Силантьев

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН, НОВОСИБИРСК; ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА

Выпуск 2, 2018Страницы 387-394
УДК: 80/81DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-387-394

Аннотация: Статья посвящена анализу концептов ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ как трансферных смысловых элементов в творчестве Горчева. Русская литература в изломах своего существования вынашивала сущностный конфликт «вранья» и «правды жизни», который в различных формах, идеях и образах проявлялся в риторическом дискурсе учительных слов и агиографии Древней Руси и литературе российского Просвещения, в русском романе XIX в. и авангарде XX в., в первую очередь в литературной практике обэриутов. У Горчева концепты ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ вступают в сложное и продуктивное отношение, становясь полюсами «смыслопроводности» в его произведениях. Повествование в них развивается между этими двумя концептуальными точками, порождая в своем движении художественные смыслы, проникнутые ни с чем не сравнимой горчевской иронией и скрывающимся за ней ужасом конечного и окончательного человеческого существования. Сюрреалистические образы в поэтике Горчева выступают точками взаимодействия концептов ВРАНЬЕ и ПРАВДА ЖИЗНИ. Из сюрреальности нет возврата в обыденную реальность, а есть только путь в небытие. Поэтому и весь сюрреалистический мир Горчева крайне неустойчивый, он балансирует на грани бытия и небытия. Это неутешительное положение, но герои Горчева, да и сам автор, никогда не были поверхностными оптимистами. Оптимизм их в другом – в иронии, переходящей в сарказм и помогающей преодолеть заполняющее этот мир «вранье» окончательным смыслом – смыслом независимого от счастья личного существования, понятого как личностная экзистенция.

Ключевые слова: Дмитрий Горчев, художественный концепт, поэтика сюрреализма

Список литературы:

Быков Д. Дмитрий Горчев. Сволочи. Рассказы. СПб.: Амфора, 2002. 250 с. (Из книг Макса Фрая) // Новый мир. 2003. № 5.

Гедройц С. Дмитрий Горчев. Сволочи: Рассказы / Послесл. А. Житинского. СПб.: Амфора, 2002 // Звезда. 2003. № 12.

Гедройц С. Дмитрий Горчев. Жизнь в кастрюле: Рассказы. СПб.: Геликон Плюс, 2006; 2007 // Звезда. 2007. № 1.

Горнова Н. Добрейший мизантроп // Литературная газета. 2003. № 13.

Григорьева Т. Дмитрий Горчев. Деление на ноль. 28.03.2011. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/21399 (дата обращения 25.06.2018).

Корнейчук Ю. Волшебные страхи (Дмитрий Горчев. Жизнь без Карло; Деление на ноль) // Октябрь. 2011. № 9.

Костырко С. Дмитрий Горчев. Милицейское танго. СПб.: Амфора, 2007 // Новый мир. 2008. № 1.

Мароши В. В. О семантике личного имени Юрия Живаго // Новый филологический вестник. 2013. № 4. С. 35–45.

Силантьев И. В. Дмитрий Горчев и советская тема в его блоге // Ностальгия по советскому. Томск, 2011. С. 449–460.

Силантьев И. В. Принцип незавершенности в творчестве Дмитрия Горчева // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 125–134.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН