Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: От Древней Руси – к Солженицыну: размышления о русской культуре протоиерея Александра Шмемана

Авторы: Е. Н. Проскурина

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 2, 2018Страницы 310-336
УДК: 821DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-310-336

Аннотация: Анализируется восприятие истории русской культуры про- тоиереем Александром Шмеманом (1921–1983), выдающимся православ- ным мыслителем, богословом, педагогом. Исследовательской базой дан- ной работы послужили беседы о. Александра «Основы русской культуры», проведенные в 1970–1971 гг. на радио «Свобода», а также его дневники и некоторые статьи, посвященные творчеству А. Солженицына. Раскрыва- ется логика рассуждений прот. Александра, представляющих собой по- пытку прочертить общую перспективу русской культуры, найти как синте- зирующие ее узлы, так и моменты разрывов. Решая поставленную задачу, А. Шмеман пытается определить истоки той социальной трагедии, в кото- рой пребывала Россия на протяжении послереволюционных десятилетий. Начинает свои размышления прот. Александр с выбора Русью христиан- ской веры как того основания, на котором в дальнейшем будет созидаться здание всей русской культуры вплоть до начала ХХ в. В качестве носителя «классической нормы» А. Шмеман называет Пушкина. По его мнению, из всей плеяды русских писателей только Пушкин смог отразить в своем творчестве «всю Россию», оставаясь в рамках культуры как таковой, не опускаясь в сферу «социальности», прагматической «пользы», «утопизма», которыми оказалась заражена русская литература в послепушкинское вре- мя. Кризисным моментом распада культурного единства России А. Шме- ман представляет Серебряный век, когда в стране произошло отступление от единых духовных критериев, заложенных в христианстве. Советская литература, утвердив новую систему ценностей, основанную на атеисти- ческой идеологии, по существу вывела себя в область «антикультуры». Противостояние этому процессу прот. Александр видит в позднем творче- стве А. Ахматовой и Б. Пастернака, а также в ранних произведениях А. Солженицына, которого называет «великим христианским писателем». Однако дневники Шмемана и цикл статей о творчестве Солженицына эмиграционного периода показывают усложняющееся с течением времени отношение к нему о. Александра. С его точки зрения, деятельность «боль- шого национального писателя» в годы эмиграции сузилась до тех самых «утопизма» и «одержимости “социальностью”», присущих «человеку пользы», которые неоднократно подвергались критике Шмеманом в «Ос- новах русской культуры».

Ключевые слова: наследие А. Шмемана, А. Солженицын, история русской культуры, русская литературная традиция, русское культурное самосознание, христианская традиция в литературе, утопизм

Список литературы:

Балакшина Ю. В. «Пишу только, чтобы “прийти” в себя от суеты…»: Поэтика «Дневников» протоиерея Александра Шмемана // Вестн. Череповец. гос. ун-та. Филологические науки. 2011. № 4. Т. 1. С. 47–52.

Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.: Мысль, 1990. 269 с.

Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М., Л.: ГИХЛ, 1963.

Воронин Т. Л. Культура и поэзия в «Дневниках» о. Александра Шмемана // Вестн. ПСТГУ. Сер III. Филология. 2008. Вып. 2 (12). С. 86–92.

Голлербах Е. А. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910–1919 гг.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1997.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. URL: http:// rubooks.org/book.php?book=7765&page=15) (дата обращения 10.12.2017).

Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 221 c.

Нитче Фр. По ту сторону добра и зла: Прелюдии к философии будущего / Пер. с нем. Н. Полилова. СПб.: Изд. Д. Е. Жуковского, 1905. 387 с.

Проскурина Е. Н. Слагаемые авторского сознания в дневниках протоиерея Александра Шмемана // Критика и семиотика. 2009. № 13. С. 69–85.

Проскурина Е. Н. Протоиерей Александр Шмеман как диарист // Мемуары в культуре русского зарубежья. М.: Наука, Флинта, 2010. С. 249–262.

Проскурина Е. Н. Солженицын в восприятии Александра Шмемана // Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: Материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 7–9 декабря 2011 г.). М.: Русский Путь, 2013. С. 192–204.

Седакова О. Семидесятые в поисках утраченной души // Шмеман А., прот. Основы русской культуры. Беседы на радио «Свобода» 1970–1971. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 5–13.

Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича» и другие рассказы. Томск, 1990. 318 с.

Финал «Двенадцати» – взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. № 11. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия // Богословские труды, XVII. М., 1977. 248 с.

Ханзен-Лёве А. К типологии возвышенного в русском символизме // Ханзен-Лёве А. Русский символизм. URL: http://www.ruthenia.ru/reprint/ blok_xii/xansen-leve.pdf (дата обращения 15.01.2018).

Шмеман А., прот. Дневники 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. 718 с.

Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947–1983. М.: Русский Путь, 2009. 894 c.

Шмеман А., прот. Основы русской культуры. Беседы на радио «Свобода». 1970–1971. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 412 c.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН