Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: «Открытое море» С. А. Колбасьева: литературный контекст и поэтика

Авторы: Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликова

Институт филологии СО РАН, Новосибирск

Выпуск 2, 2018Страницы 101-126
УДК: 821DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-101-126

Аннотация: Статья Е. В. Капинос и Е. Ю. Куликовой посвящена поэме С. А. Колбасьева «Открытое море», изданной в 1922 г., когда поэт входил в группу «Островитяне». «Открытое море» С. А. Колбасьева – ценный экземпляр немногочисленного собрания островитянских книг. Гумилевский подтекст легко выявляется в поэме, но «постгумилевское» направление (С. Колбасьев, Н. Тихонов, отчасти К. Вагинов и Н. Оцуп) разрабатывает особый стиль, по мотивам напоминающий стиль Гумилева, однако существенно отличающийся от него обилием ритмических экспериментов, словесной колористикой и многими другими параметрами. Главная тема статьи – поэтика «Открытого моря». Поэма состоит из пяти глав, скрепленных точными и приблизительными повторами. Каждая из глав имеет свою ритмическую структуру и строфический рисунок, но все они объединены чередованием женских и мужских клаузул. Акцентный стих и 5-стопный хорей, сменяющие друг друга от главы к главе, вольная строфика, сложная композиция с авторскими лирическими отступлениями и темпоральными скачками – это главные особенности поэтики «Открытого моря». Автобиографический фон, а также биографии современников Колбасьева, таких как Н. М. Бахтин, значимы для поэмы «Открытое море» и лирики С. Колбасьева.

Ключевые слова: П. Рен, роман «Похороны викинга», С. Колбасьев, поэма «Открытое море», лироэпос, литературная группа «Островитяне», К. Вагинов, Н. Тихонов, акцентный стих, вольная строфика, 5-стопный хорей

Список литературы:

Бухштаб Б. Вагинов // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1990. С. 271–277.

Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. М.: Книга, 1991. 92 с. (Библиотека репринтных изданий)

Вагинов К. К. Песня слов. М.: ОГИ, 2016. 368 с.

Витковский Е. У входа в лабиринт. URL: http://wikilivres.ru/У_входа_в_лабиринт_(Витковский) (дата обращения 04.09.2018)

Выгодский А. Островитяне // Жизнь искусства. 1922. № 20 (843). С. 2–3.

Гаспаров М. Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века // Гаспаров М. Л. Избранные работы. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 3: О стихе. С. 338–365.

Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти / РГГУ. М., 1999. 300 с.

Герасимова А. Примечания // Вагинов К. К. Песня слов. М.: ОГИ, 2016. 368 c.

Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988. 632 с.

Дмитренко А. Л. К проблеме интертекстуальности в поэтических произведениях Вагинова // Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В. М. Жирмунского. СПб., 2001. С. 290–298.

Дмитренко А. О. К истории содружества поэтов «Островитяне» (машинописный альманах) // Русская литература. 1995. № 3. С. 209–224.

Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда 1920– 1930-х годов. Исследования и материалы / Отв. ред. В. П. Муромский. СПб.: Наука, 2006. Кн. 2. 244 с.

Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотированный каталог. Публикации. М.: Книга, 1989. 462 с.

Колбасьев С. Открытое море. Пг., 1922. 32 с.

Колбасьев С. Jazz // Тридцать дней. 1934. № 2. С. 74–78.

Колбасьев С. Командиры кораблей. Избранные произведения: В 2 т. СПб.: Фонд «Отечество», 2006. Т. 1. 480 с.

Колбасьев С. Открытое море. СПб.: Лениздат, 2013. 320 с.

Колбасьева Г. С. Сергей Колбасьев // Жизнь Николая Гумилева. М., 1991. С. 315–317.

Кузмин М. Письмо в Пекин // Кузмин М. Эссеистика. Критика. М.: Аграф, 2000. С. 613–618.

Лукницкий П. Каботаж // Лукницкий П. Переход. Стихотворения. 1928– 1930. М.; Л., 1931. С. 41–63.

Лунц Л. Н. Новые поэты // Лунц Л. Н. Литературное наследие. М.: Научный мир, 2007. С. 332–339.

Национальный корпус русского языка. URL: http://ruscorpora.ru/searchmain. html (дата обращения 05.09.2018)

Оцуп Н. Океан времени: Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. СПб.: Logos, 1994. 616 с.

Рен П. Похороны викинга. М.: РИА «Юго-Запад», 1992. 160 с.

Рен П. Похороны викинга / Пер. С. Колбасьева, рис. Н. Ушина. Л.: Вокруг света, 1928а. 212 с.

Рен П. Пустыня / Пер. С. Колбасьева, рис. Н. Ушина. Л.: Вокруг света, 1928б. 160 с.

Смирнов В. Жизнь и смерть Сергея Колбасьева // Колбасьев С. Командиры кораблей. Избранные произведения: В 2 т. СПб.: Фонд «Отечество», 2006. Т. 1. С. 8–90.

Тихонов Н. Орда. Стихи. Петербург: «Островитяне», 1922. 62 с.

Тихонов Н. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1. 815 с.

Топоров В. Н. Памяти Николая Михайловича Бахтина. Предспорт, спорт и спорт ХХ века // В поисках «балканского» на Балканах. Балканские чтения – 5: Тезисы и материалы симпозиума / Ин-т славяноведения РАН. М., 1999. С. 121–130.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры. 2010. 88 с.

Шиндина О. Художественный и научный дискурсы 1920-х годов. Тыняновский подтекст образа литератора в художественном мире Константина Вагинова // Логос. 2014. № 3. С. 145–164.

Широков В. Поэт трагической забавы (Предисловие к репринтному изданию) // Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. М.: Книга, 1991. С. 1–19.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН