Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Стихотворная техника поэтов «Сибирских огней» в 1920-е годы: между традицией и авангардом

Авторы: Ю. В. Шатин

Институт филологии СО РАН, Новосибирск; Новосибирский государственный педагогический университет

Выпуск 2, 2018Страницы 89-100
УДК: 81-42DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-89-100

Аннотация: Исследуются особенности версификации в стихотворных текстах, опубликованных на страницах журнала «Сибирские огни» в 1922– 1929 гг. Подобное изучение стало возможным благодаря трудам выдающегося стиховеда М. Л. Гаспарова, описавшего основной корпус русской поэзии начиная с XVII и заканчивая серединой ХХ в. Вместе с тем полная картина развития основных параметров отечественного стихосложения: метрики, ритмики, рифмы и строфики – открыла перспективы рассмотрения указанных параметров в отдельно взятом регионе, журнале, литературной группировке и в творчестве конкретного писателя. Выбранная поэтическая подборка в данной статье далеко не случайна и определена спецификой «Сибирских огней». В отличие от изданий, тесно связанных с тем или иным литературным направлением, «Сибирские огни» в своей политике придерживались специфическтой позиции. Беспощадно борясь с эстетикой и поэтикой литературного авангарда в области публицистики и литературной критики, редакция охотно печатало поэтов, весьма различных по своим позициям и уровню мастерства. С одной стороны, большое место в журнале занимали поэтические произведения традиционных поэтов П. Драверта, П. Васильева, И. Уткина, с другой – публиковались тексты таких авангардистов, как Н. Асеев, последователь имажинизма Р. Ивнев, ученик Н. Гумилёва – Вивиан Итин. Другой водораздел проходил по линии мастерства: наряду с маститыми поэтами, широко представленными в столичных журналах, страницы «Сибирских огней» были открыты для стихотворцев рабочих окраин и сельской местности. Именно эти обстоятельства позволили обнаружить наряду с общей тенденцией российской поэзии некоторые значимые особенности. В области метрики поэзия «Сибирских огней», воспроизводя основные тенденции поэзии российской, тем не менее демонстрировала важные отличия. При общем падении интереса к трехсложным размерам авторы журнала сохраняли тенцецию к использованию амфибрахия, позиционируя его как размер, тесно связанный с традицией балладного жанра. Развитие тоники также отличалось от общероссийской тенденции. Эволюция дольника носила более медленный характер: более урегулированный и тяготеющий к логаэду в первой половине 1920-х гг. сменяется явно авангардным, довлеющим акцентному стиху во второй половине. В ритмике двусложных размеров также легко обнаружить различия. Если общероссийская поэзия в целом сознательно отказывалась от формы Я 4 с пиррихием на первой стопе и заменой облегченной вариации на второй, то на страницах «Сибирских огней» явно ощущается тенденция к сбалансированности обеих форм. В искусстве рифмы и строфики сибирская поэзия в главных чертах демонстрировала сходство: при общем падении доли точных рифм, неточные, как правило, оказывались приблизительными, на этом фоне экзотические рифмы представляли скорее исключение из правил. Как и общероссийская поэзия, сибирская литература отказывалась от сложных строф. За исключением нескольких сонетов, сложные строфы носят единичный характер и полностью ичезают со сттраниц журнал после 1925 г. Таким образом, можно утверждать, что поэтика стихотворных текстов «Сибирских огней», как и вся поэзия 1920-х гг., демонстрировала сложное сочетание авангардных приемов с традиционными кодами стиха, хотя новаторская тенденция не была представлена столь ярко, как в изданиях лефовцев или конструктивистов, сознательно противостоящих классическим приемам стиха.

Ключевые слова: стихосложение, традиция, авангард

Список литературы: Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, риф- ма, стофика. М., 1984.

Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

Трутнев Н. О поэтическом языке // Сибирские огни. 1929. № 2.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН