Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Чтение произведений А. С. Пушкина и И. С. Тургенева в сюжете герой на rendez-vous (беллетристика конца 1850 – начала 1860-х годов)

Авторы: А. А. Пономарева

Новосибирский государственный педагогический университет

Выпуск 2, 2018Страницы 40-51
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-40-53

Аннотация: Статья посвящена исследованию сюжета герой на rendezvous, частотному в русской литературе середины XIX в. Акцент сделан на том, какую функцию выполняют произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Рудин», «Ася» в формировании его структуры и семантики. Основным материалом послужили повести, в которых разворачивается ситуация чтения и обсуждения произведений А. С. Пушкина и И. С. Тургенева: А. Я. Марченко «Тени прошлого» (1850), Л. Ф. де Роберти «Гурин» (1861) и А. Г. Витковского «Аринушка» (1862). В исследовании показано, что в литературе середины XIX в. сюжет герой на rendez-vous проходит две фазы развития. В первой половине 1850-х гг. под влиянием пушкинского романа в стихах формируется устойчивая сюжетная схема: герой приезжает в поместье и знакомится с героиней; героиня влюбляется в него и признается в любви; герой, узнав о ее чувствах, отвергает признание. На основе этой сюжетной схемы раскрывается один из магистральных любовно-психологических конфликтов 1850-х гг.: герой оказывается неспособным взять на себя ответственность за возлюбленную и в решительный момент отступает. Ко второй половине 1850-х гг. этот сюжет «заштамповывается». Одним из способов его актуализации становится модификация аллюзивного спектра отдельных входящих в него сюжетных ситуаций. О смене литературного источника свидетельствует круг чтения героев. В конце 1850-х гг. вместо романа в стихах герои читают «Рудина» и «Асю». Изменение «онегинского» фона на тургеневский обеспечивает сюжетной комбинации дополнительный сюжетогенный потенциал, позволяет нарушить «камерность» ее семантического плана.

Ключевые слова: сюжет, герой на rendez-vous, вторичная семантизация сюжета, 1850-е годы, беллетристика, рецепция сюжета

Список литературы:

Витковский А. Г. Аринушка // Русское слово. 1862. № 1. С. 1–73, № 2. С. 1–72.

Дружинин А. В. Письмо Иногороднего Подписчика о русской журналистике // Библиотека для чтения. 1852. Т. 114. С. 70–92.

Дружинин А. В. Повести и рассказы И. Тургенева, в 3-х частях. СПб., 1856 // Библиотека для чтения. 1857. № 5. С. 1–44.

Ермоленко С. И., Валек Н. А. Диалог в ситуации «всеобщего обособления», или «лишний человек» «на rendez-vous» // Политическая лингвистика. 2012. № 2 (40). С. 203–209.

Марченко А. Я. Тени прошлого // Отечественные записки. 1850. Т. 70. С. 1–64.

Панаев И. И. Родственники // Панаев И. И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Изд. В. М. Саблина, 1912. Т. 3: Романы и повести, 1847–1852. С. 379–470.

Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 162 с.

Пономарева А. А. Литературные сюжетные коды в беллетристике 1850-х годов: Дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2017. 196 с.

Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 5. С. 9–215.

Роберти Л. Ф. де. Гурин // Русский вестник. 1861. Т. 34. С. 145–234. С.-Петербургские ведомости. 1856. № 52. 6 марта.

[Соханская Н. С.] Автобиография Н. С. Соханской (Кохановской) / Под ред. С. И. Пономарева. М.: Университетская типография, 1896. 193 с.

Тур Е. Три поры жизни // Отечественные записки. 1854. Т. 94. С. 1–8.

Фаустов А. А., Савинков С. В. Очерки по характерологии русской литературы: середина XIX века. Воронеж: Изд-во Воронеж. пед. ун-та, 1998. 156 с.

Чавдарова Д. Д. «Русский человек на rendez-vous с европейцем» в русской литературе XIX века: любовный сюжет как метонимия межкультурного диалога // Сюжетология и сюжетография. 2015. № 1. С. 27–37.

Чернышевский Н. Г. Три поры жизни, роман Евгении Тур. М., 1854 // Современник. 1854. Т. 45. С. 1–12.

Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М.: ГИХЛ, 1950. Т. 5: Статьи 1858–1859 гг. С. 156–174.

Шестакова Э. Г. «Пушкинское» и «лермонтовское» в мотиве русский человек на rendez-vous: неуслышанные идеи русской критики и упущенные возможности литературоведения // Уральский филологический вестник. 2013. № 2. С. 21–40.

Шестакова Э. Г. Инварианты и трансформация мотива русский человек на rendez-vous: от Тургенева-новеллиста к новеллистике Бунина // Уральский филологический вестник. 2017. № 3. С. 40–68.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН