Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Способы театрализации повествования в романе постсимволизма

Авторы: Г. А. Жиличева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 243-258
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-243-258

Аннотация: На материале романов 1920–1950-х гг. рассматриваются способы театрализации нарратива. Театрализация исследуется как на уровне сюжета (эпизоды посещения персонажами «зрелищ» разного рода, «актерское» поведение), так и на уровне повествования (использование рассказчиками тематических комплексов, связанных с метафорой мира-театра). Анализируется семантика и функционирование образов площадного театра, сопоставляются варианты театрализации в текстах, реализующих разные нарративные стратегии (Д. Фурманов «Чапаев», Вс. Иванов «У», Б. Пастернак «Доктор Живаго»). В результате исследования обнаруживается, что в соцреалистических романах описания агитационных спектаклей транслируют общую идеологическую установку повествования, в романах, актуализирующих стратегию провокации, театр воплощает карнавальное начало, в нарративах неотрадиционализма театральность указывает на возможность мистериального откровения.

Ключевые слова: театрализация повествования, балаган, комедия дель арте, роман, нарратив, постсимволизм

Список литературы:

Ахмади А. Традиции комедии дель арте в русской литературе (1750–1938). М.: Водолей, 2013. 152 с.

Булгаков М. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1983. 336 c.

Буренина-Петрова О. Д. Цирк в пространстве культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 432 с.

Вагинов К. Полное собрание сочинений в прозе / Сост., вступ. ст. и примеч. Т. Л. Никольской, В. И. Эрля. СПб.: Академический проект, 1999. 590 с.

Вислова А. В. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа веков. М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2000. 212 с.

Давиденко О. С. Мифотворчество и театрально-игровые стратегии в литературной жизни Серебряного века как отражение исторического процесса трансформации русского общества конца XIX – начала XX в.: Дис. … канд. ист. наук. Томск, 2010.

Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1998. С. 323–347.

Долгова Н. В. Традиции театральной народно-смеховой культуры в романах В. В. Набокова «Камера обскура» и «Лолита» // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 92–100.

Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004. 402 c.

Заварницына Н. М. Художественная специфика феномена театрализации в русской прозе 1920-х – начала 1930-х годов: Дис. … канд. филол. наук. Самара, 2013.

Иванов Вс. Вяч. Возвращение Будды. Чудесные похождения портного Фокина. У / Сост. и вступ. ст. Т. В. Ивановой. М.: Правда, 1991. С. 133– 477.

Корнева Н. Б. Театральность творчества В. В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 30 с.

Литвинюк М. А. Балаганный трагикомизм в романах К. Вагинова «Козлиная песнь», «Бамбочада» и «Гарпагониана»: Дис. … канд. филол. наук. М., 1998.

Лихонина О. В. Театральность культуры тоталитарного государства (на примере советской культуры конца 1920 – 1930-х годов): Дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2008.

Лощилов И. Е. Застежка Олехновича: Л. Добычин и русский космизм // Философия космизма и русская культура: Материалы междунар. науч. конф. «Космизм и русская литература». Белград, 2004. С. 229–235.

Набоков В. Отчаяние // Набоков В. Русский период. Собрание сочинений в пяти томах / Сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2006. Т. 3. С. 397–527.

Олеша Ю. К. Зависть. М.: Вагриус, 1999. 415 с.

Пастернак Б. Доктор Живаго / Вступ. ст. Е. Б. Пастернака. М.: Книжная палата, 1989. 429 с.

Пастернак Б. Охранная грамота // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернака. М.: Худож. лит., 1985. Т. 2: Проза. Стихотворения. С. 136–224.

Полякова Е. А. Театральность в литературе // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 37–38.

Сендерович С. Я. Сок трех апельсинов. Набоков и петербургский театральный авангард // Сендерович С. Я. Фигура сокрытия. Избр. работы: В 2 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 2. С. 533–596.

Серебрякова Е. Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2002.

Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с.

Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое лит. обозрение, 1996. 208 с.

Смирнова Е. Образ театра в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. № 3. С. 158–161.

Тюпа В. И. Литература и ментальность. М.: Вест-консалтинг, 2009. 276 с.

Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3 (18). С. 8–25.

Фрейденберг О. М. Мим // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 287–328.

Фурманов Д. Чапаев. Л.: Худож. лит., 1978. 288 с.

Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду / Пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. М.: Изд-во РГГУ, 2016. 450 с.

Хренов Н. А. Кино. Реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. 704 с.

Шевченко Е. С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х – 1930-х годов. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2010. 484 с.

Шиндина О. В. Театрализация повествования в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» // Театр. 1991. № 11. С. 161–171.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН