Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Лирическая ритуализация самосожжения в перспективе символистской теургии

Авторы: В. В. Мароши

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 165-186
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-165-186

Аннотация: «Хоровая» античная лирика была связана с ритуалами жертвоприношения Дионису, Аполлону и другим божествам. В начале ХХ века кризис чрезмерного индивидуализма в русской лирике приводит к попыткам «самоотрицания» лирического героя в пользу групповых или сверхличностных ценностей и активизации хоровой и ролевой лирики. Комплекс метафор, связанных с самосожжением, появился в русской лирике и поэтических метатекстах в результате воздействия нескольких контекстов: жертвенной этики русской интеллигенции, поэтической риторики жертвенной любви, воздействия мифопоэтики античного Феникса, влияния немецкой романтической и неомифологической поэзии, музыки, и особенно мрачного обаяния и интереса к массовым самосожжениям русских старообрядцев-беспоповцев, мотивированных надеждой на спасение от антихриста и его слуг. C начала 1900-х годов эта метафора получила неомифологическое обоснование в очерках и философской лирике В. Иванова как элемент неодионисийского обряда мистерии, образованного из эстетики Ницше и представлений о теургической миссии поэта-жреца В. Соловьева. Попытки воссоздать мистерию на сцене театра и в кружковых перформансах оказались неудачными. В поэзии Иванова образовалась лирическая диада парадоксальной идентичности жреца и жертвы в ритуале самопожертвования, символика которого особенно характерна для его любовной и собственно ритуальной лирики. Необычно значительную роль в его поэзии играют жанры хорового дифирамба и одической лирики. В лирике А. Блока ритуальное сожжение лирического героя – жертвоприношение Вечной Женственности и стихийной страсти. Мотивы и метафоры полного или частичного самосожжения были значимы для поэзии русского модернизма и авангарда – А. Белого, Н. Клюева, П. Карпова, Н. Бурлюка, Р. Ивнева, В. Хлебникова. К концу 1910-х метафора самосожжения становится «общим местом» символистской эстетики и критики. В период русской революции и гражданской войны значимость этой модели самопожертвования еще более возросла.

Ключевые слова: лирика, теургия, ритуал, мистерия, Дионис, самопожертвование, самосожжение

Список литературы:

Белый А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с.

Белый А. Симфонии. Л.: Худож. лит., 1991. 526 с.

Белый А. Феникс // Белый А. Собр. соч.: В 14 т. М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. Т. 8: Арабески. Луг зеленый. Книга статей. С. 115–126.

Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Худож. лит., 1960.

Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит, 1975. Т. 6:. Статьи и рецензии. 1893–1924. «Далекие и близкие».

Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб.: Академический Проект, 2002. 584 с.

Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991. 480 с.

Галанина Ю. Е. Из истории первого символистского спектакля в России (Вяч. Иванов и Н. Вашкевич) // От Кибирова до Пушкина: Сб. в честь 60-летия Н. А. Богомолова / Сост. А. В. Лавров, О. А. Лекманов. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 63–92.

Гершензон М. О. Гольфстрем. М.: Народное образование, 1996. 128 с.

Зенкевич М. А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-Пресс, 1994. 688 с.

Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971– 1987.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 350 с.

Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб.: Академический проект, 1995. Т. 1. 480 с.; Т. 2. 432 с.

Ивнев Р. Самосожжение (Откровение). Пг.: Очарованный странник, 1916. Кн. 1. 16 с.

Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Худож. лит., 1991. 368 с.

Клюев Н. Избранное. М.: ОГИ, 2009. 592 с.

Кожевникова Н. А. Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина // Рус. язык. 2000. № 21 (237). С. 5–11.

Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 2: Проза. 464 с.

Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический Проект, 2002. 352 с.

Мережковский Д. С. Некрасов и Тютчев: две тайны русской поэзии. СПб., 1915. 123 с.

Пушкин А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1: Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: Поэма. 735 с.; Т. 2: Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. 527 с.

Самойлов Д. С. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990.

Сандомирская В. Б. Переводы и переложения Пушкина из А. Шенье // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1978. Т. 8. С. 90–106. URL: http://feb-web.ru/feb/ pushkin/serial/is8/is8-090-.htm (дата обращения 04.10.2017).

Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Моск. рабочий, 1990. 445 с.

Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1975. 679 с.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 199–215.

Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. 736 с.

Ходасевич В. О Есенине (из цикла «Книги и люди») // Возрождение. Париж, 1932. 17 марта.

Ходасевич В. Бесславная слава // Анна Ахматова. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 188–189.

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. 800 с.

Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.

Nietzsche F. Also sprach Zarathustra: Ein Buch für Alle und Keinen. Leipzig: Hofenberg, 1892. 276 S.

Rutherford I. Pindar’s Paeans: A Reading of the Fragments with a Survey of the Genre. Oxford: Oxford University Press, 2001. 546 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН