Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: «Розы Тадемы» (Альма-Тадема Лоуренс в художественной рецепции И. Анненского)

Авторы: А. В. Подворная

ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2018Страницы 152-164
УДК: 821.161.1DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-152-164

Аннотация: В контексте англо-русских художественных связей Серебряного века реконструируется история знакомства И. Анненского с картинами широко популярного в это время в Европе британского художника академического толка Альма-Тадема Лоуренса. Приводятся авторитетные для Анненского оценки творчества художника, данные немецким искусствоведом Р. Мутером и русским художественным критиком Ф. И. Булгаковым. В оценке Р. Мутера Тадема значителен как художник, которому благодаря глубокому проникновению в дух изображаемой эпохи удалось правдиво и жизненно воссоздать картины античного мира, однако саму живописную манеру художника Мутер определяет как жесткую, гравировальную и склонную к педантизму. Для Ф. И. Булгакова, напротив, эта черта художника скорее свидетельствует о его мастерстве и одаренности. Исследуются факты обращения И. Анненского к творчеству Альма- Тадемы. В рецензии на книгу Ф. И. Булгакова «Альма Тадема и его произведения» Анненский аттестует Тадему как «одного из самых интересных художников второй половины XIX века», «отличного знатока античного мира» и «удивительного артиста кисти». Устанавливается, что в 1906 году художественный мир Альма-Тадемы настойчиво притягивал внимание поэта, о чем свидетельствует его письмо к А. В. Бородиной от 25 июня 1906 года и черновой вариант стихотворения «Мелодия для арфы». Оспаривается устоявшееся представление о том, что визуальным источником письма является картина Альма-Тадемы «Розы Гелиогабала». В этой картине доминирующий живописно-декоративный мотив полностью снимает драматизм изображенного момента, что несоприродно творческой аксиологии Анненского. Указывается как возможный источник картина художника «Roses, delices de l'amour», в которой лепестки роз также являются важной живописной и символической деталью. Подтверждается предположение О. Рубинчик о наличии в черновом варианте стихотворения Анненского «Мелодия для арфы» живописной аллюзии на картину А. Тадемы «Роза всех роз», причем в самом тексте стихотворения усматривается обыгрывание названия полотна художника.

Ключевые слова: творчество И. Анненского, Альма-Тадема Лоуренс, картина «Розы Гелиогабала», картина «Roses, delices de l'amour», античная тема в искусстве, живописная аллюзия, англо-русские художественные связи Серебряного века

Список литературы:

Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979.

Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990.

Анненский И. Ф. Учено-комитетские рецензии / Сост., подгот. текста, предисл., прилож., примеч. и указатель А. И. Червякова. Иваново: Юнона, 2000. Вып. 2: 1901–1903 годы.

Анненский И. Ф. История античной драмы: Курс лекций. СПб., 2003.

Анненский И. Ф. Письма: В 2 т. СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2009. Т. 2: 1906–1909.

Булгаков Ф. И. Сто шедевров искусства. Лучшие картины первоклассных художников с XV века по настоящее время. СПб.: Тип. Голикс, 1903.

Вязова Е. Гипноз англомании. Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX–XX веков. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Мутер Р. История живописи: В 3 т. / Пер. с нем. З. Венгеровой. СПб., 1900. Т. 2.

Налегач Н. В. Поэтика экфрасиса в стихотворениях И. Анненского «К портрету...» // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. № 2. С. 129–133.

Рубинчик О. «Сердце просит роз поблеклых...» Розы у И. Анненского // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Симферополь: Крымский архив, 2010. Вып. 8. С. 186–212.

Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. Т. 1.

Шестаков В. История английского искусства. От средних веков до наших дней. М.: Галарт, 2010.

Шестимиров А. Алма-Тадема Лоуренс. М.: Белый город, 2017.

Указатель английской художественной выставки. СПб., 1898.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН