Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Образ Вожатого в автобиографическом мифе М. Цветаевой (на материале поэмы «На Красном Коне» и эссе «Чёрт»)

Авторы: О. А. Скрипова

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЕКАТЕРИНБУРГ

Выпуск 1, 2018Страницы 42-51
УДК: 882.161.1-1 (Цветаева М.)DOI: 10/25205/2307-1737-2018-1-42-51

Аннотация: Рассматриваются особенности цветаевского автобиографического мифа в лирической поэме «На Красном Коне», относящейся к переходному, кризисному периоду творчества Цветаевой, и в эссе «Чёрт», где в какой-то степени подводятся итоги жизненного и творческого пути. В центре внимания специфика модернисткой субъективности и сакральности, особенности цветаевского мифотворчества, взаимодействие в нем лирического и эссеистического направлений. В ходе сопоставления произведений разных жанров делается попытка увидеть общие черты цветаевского автобиографического мифа о поэтическом призвании, выделяются мотивы избранности, предопределенности свыше судьбы и характера лирического субъекта, отречения от женского в себе, отказа от земной любви во имя высшей, преступления, нарушения запретов. Прослеживается сюжет общения лирического субъекта Цветаевой со сверхъестественным, демоническим существом из иного мира, отмечается сходство между образами Чёрта и Красного Всадника – Гения, которые могут быть рассмотрены как варианты знаковой для поэта фигуры Вожатого. Анализируются разные художественные стратегии мифотворчества в лирической поэме и в прозе поэта, а также трансформация традиционных романтических и фольклорных жанров (баллада, быличка).

Ключевые слова: М. Цветаева, мифотворчество, лирическая поэма, эссе, лирический субъект, модернизм

Список литературы:

Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 485 с.

Ельницкая С. И. Статьи о Марине Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. 304 с.

Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989.

Липовецкий М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие // Русская литература ХХ века: 1917 – 1920-е годы: В 2 кн. М.: Академия, 2012. Кн. 2. С. 3–12.

Лютова С. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: эстетика смыслообразования. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. 192 с.

Попкова М. Д. Стилевое единство неклассической культуры ХХ века: поиски оснований: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2013.

Титова Е. В. Марина Цветаева – лирик и эссеист // Марина Цветаева: эпоха, культура, судьба. Десятая цветаевская международная научно- тематическая конференция: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003. С. 230–237.

Цветаева М. Проза. М.: Современник, 1989. 590 с.

Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994. Т. 3: Поэмы. Драматические произведения. 816 с.

Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М., 1989.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН