Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Рецепция пушкинской традиции в творчестве Ю. Олеши

Авторы: Г. А. Жиличева

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2017Страницы 199-212
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Рассматривается роль пушкинских мотивов в творчестве Ю. Олеши: автобиографических заметках, вошедших в книгу «Ни дня без строчки», художественных произведениях писателя. Выявляются четыре рецептивных стратегии: канонизация (в воспоминаниях о детстве Пушкин предстает как воплощение идеи искусства), идентификация (пушкинские тексты становятся инвариантами для юношеской лирики Олеши), деконструкция (в прозаических и драматургических произведениях Олеши нарушается принцип гармонического равновесия сюжета, характерный для поэтики классика, акцентируется негативный актант: завистник, статуя, призрак), синтез (Пушкин становится частью смыслового комплекса, связанного с авторефлексией). В результате исследования делается вывод о том, что диалог с Пушкиным является не только способом взаимодействия с традицией, но и точкой отсчета в выстраивании собственного поэтического мифа.

Ключевые слова: пушкинский код, Ю. Олеша, «Ни дня без строчки», рецептивные стратегии

Список литературы:

Венцлова Т. Тень и статуя. К сопоставительному анализу творчества Федора Сологуба и Иннокентия Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века: Сб. науч. тр. СПб.: А.О. АРСИС, 1996. С. 55–65.

Жиличева Г. А. Фигура нищего в нарративах Ю. Олеши // Новый филологический вестник. 2011. № 4 (15). С. 121–129.

Изер В. Вымыслообразующие акты // НЛО. 1997. № 27. С. 25–41.

Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основных понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис / Логос, 2004. 304 с.

Монтень М. Опыты. Избранные произведения: В 3 т. М.: Голос, 1992. Т. 1. 384 с.

Олеша Ю. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М.: Искусство, 1968. 338 c.

Олеша Ю. Облако. Стихи / Сост., предисл., примеч. Е. Голубовского, Т. Щуровой. Одесса, 1999а. 90 с.

Олеша Ю. Зависть / Сост. и предисл. В. Гудковой. М.: Вагриус, 1999б. 414 с.

Олеша Ю. К. Зависть: Роман. Рассказы. Статьи. М.: Эксмо, 2006. 608 с.

Панченко И. «Скульптурная тема»: Юрий Олеша и Иван Бунин // Новый Журнал. 2010. № 261. URL: http://drupal.newreview.webfactional.com/ content/ирина-панченко-«скульптурная-тема»-юрий-олеша-и-иван-бунин (дата обращения 10.04.2017).

Перзеке А. Б. «Медный всадник» А. С. Пушкина: концептуально-поэтическая инвариантность в русской литературе XX века (1917–1930-е годы): Дис. ... д-ра филол. наук. В. Новгород, 2011.

Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1994. 941 с.

Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1954. Т. 3. С. 315–324.

Смирнов И. П. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши // Звезда. 2012. № 8. С. 11–19.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб.: Государственный пушкинский театральный центр, 1999. 432 с.

Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. С. 145–180.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН