Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Художественная семантика образа Мери и сюжетная полифония «Пира во время чумы» А. С. Пушкина

Авторы: Л. А. Ходанен

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2017Страницы 73-84
УДК: 82(2)DOI:

Аннотация: Рассматривается семиотика и сюжетная полифония «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Пир во время чумы» на основе развития идей Ю. Н. Чумакова, известного исследователя поэтики Пушкина. Установлено, что семантическая и сюжетная полифония «Пира во время чумы» соединяет разные культурно-исторические формы встречи человека со смертью и смертельной опасностью как особые ритуалы или действия. Веселье Джаксона, смешившего всех на пиру в чумном городе, в память о котором предложен первый тост, напоминает о ренессансном торжестве человека над смертью, представленном в «Декамероне» Боккаччо. К вакхическому пиру с его безудержным весельем и звоном бокалов призывает Молодой человек. Священник оценивает происходящее как пир бесов. С этим героем связана панихида как христианское поминовение усопших. Поливалентность сюжетных мотивов формирует сложное смысловое содержание события встречи человека со смертью и мирообраз торжества Смерти-чумы. Смерть персонифицируется в восприятии героев как визуальный образ (чума – хозяйка пира, белоглазый негр, которой управляет повозкой с трупами) и акустический образ (стук колес по мостовой, шепот мертвецов, протяжная песня Мери, хриплый голос Председателя, поющего гимн Чуме). В песне Мери расширены пространственные границы пира смерти. В них входят топосы ее родной земли, гибнущей от чумы (деревня, церковь, школа, кладбище). В контексте творчества Пушкина новую художественную семантику обретает слово круг («наш круг»), сформированное в стихотворениях, посвященных встрече лицейских друзей. За пиршественным столом в чумном Лондоне героев объединяет неизбежность смерти, страх и бунт против высшей силы. Впервые отмечается, что в пиршественном круге Мери является единственной героиней, которая рассказывает о своем прошлом. В ее песне есть воспоминание о юности, образы родного дома, родного края, которые она хранит в душе и о которых она поет, сохраняя песенную манеру родины. В звуках голоса открывается внутренний мир героини, способной к состраданию и милосердию. В финальном диалоге Председателя и Священника отмечена поливалентная семантика чаши (чаша с ядом – чаша спасения) и подчеркнут мотив покаяния Вальсингама, связанный с любовью к Мери, «падшему, но милому созданью». Прослежены претекстовые связи «Пира во время чумы» со стихотворением «Из Barry Cornwall», которое в этом варианте прочтения может интерпретироваться как поэтический эпилог трагедии. Намечено формирование именного мифа о Мери в поэзии Серебряного века.

Ключевые слова: Пушкин, пир, круг, полифония, мотив, Мери, песня, смерть, чаша

Список литературы:

Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. и предисл. А. Н. Веселовского. СПб.: Кристалл, 2001.

Бонди С. М. Драматические произведения А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. / Под ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. М.: ГИХЛ, 1969. Т. 4. С. 553–595.

Виролайнен М. Н. Исторические метаморфозы русской словесности. СПб.: Амфора, 2007.

Долинин А. Пушкин и Англия. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII–XX вв. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

Коровин В. И. Истина страстей («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы / Сост. и общ. ред. С. И. Машинского. М.: Дет. лит., 1978. С. 177–211.

Листов В. С. Пушкин. Судьба коренного поэта / Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино», АГПИ им. А. П. Гайдара. Большое Болдино; Арзамас, 2012.

Непомнящий В. С. Симфония жизни // Вопросы литературы. 1996. № 2.

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. / Под ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. М.: ГИХЛ, 1969.

Устюжанин Д. Н. Маленькие трагедии. М.: ГИХЛ, 1974.

Фридман Н. В. Песня Мери // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1974. Т 33, № 3. С. 242–253.

Чумаков Ю. Н. Пушкин и Тютчев. Опыт имманентных рассмотрений. М.: Языки славянской культуры, 2008.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН