Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Ю. Н. Чумаков и русский стихотворный роман

Авторы: Ю. В. Шатин

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ; ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 2, 2017Страницы 42-51
УДК: 81.42DOI:

Аннотация: В статье делается попытка оценить вклад известного филолога Ю. Н. Чумакова в исследование текстовой и жанровой специфики «Евгения Онегина». Автор статьи полагает, что результат этих исследований во многом определялся методом ученого, который предпочитал сосредоточиться на микроэлементах текста и лишь затем экстраполировать выводы на макроуровни и крупные структурные блоки. При анализе «Евгения Онегина» Ю. Н. Чумаков убедительно показал семиотические особенности текстовых границ, связанные с их плотностью и маркированностью. В итоге ученому удалось установить принцип динамического равновесия двух независимых и нераздельных миров автора и героя, а также выявить оригинальный принцип построения финала, который существует как оконченность в форме неоконченности. Значительное место в размышлениях Ю. Н. Чумакова занимал вопрос о генезисе основной клеточки стихотворного романа – онегинской строфе. В начале 1980-х гг. автору настоящей статьи он подал идею о поиске квазистроф в произведениях, созданных до начала работы над Онегиным. В результате были обнаружены «скрытые» одические децимы и онегинская строфа в «Руслане и Людмиле». Позже выяснилось, что примерно за 10 лет до появления замысла романа 14-стишная строфа, аналогом которой стала организация «Евгения Онегина», была обнаружена в творчестве старшего современника Пушкина – П. И. Шаликова. Вместе с тем, согласно исследователю, принцип текстового построения «Евгения Онегина» определил устойчивую жанровую модель стихотворного романа, оказавшую влияние на творчество поэтов XIX–XX вв., начиная от «Евгения Вельского» М. И. Воскресенского до «Спекторского» Б. Л. Пастернака.

Ключевые слова: стихотворный роман, плотность, маркированность, жанровая модель, онегинская строфа

Список литературы:

Гаспаров М. Л. Белый – стиховед и Белый – стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания. Публикации. М., 1988.

Гаспаров М. Л. Очерки истории русского стиха. М., 1984.

Сперантов В. В. Miscellana Poetologica // Philologica. 1996. Т. 3, № 5/7.

Чумаков Ю. Н. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. Новосибирск, 1983.

Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987.

Smith J. The Stanza Forms of Russian Poetry from Polotsky to Derzavin: Thesis submitting for degree of PhD. London, 1977.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН