Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная паспорт института документы конкурсная комиссия контакты
журналы научные труды конференции электронные ресурсы партнёры
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Соиздатели
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru

Статья

Название: Асемантическая сторона текста: Борис Пастернак. «Поэзия»

Авторы: Ю. Н. Чумаков

Новосибирский государственный педагогический университет

Выпуск 2, 2017Страницы 10-22
УДК: 82.0DOI:

Аннотация: Представленная здесь работа Ю. Н. Чумакова – это краткие теоретические тезисы о соотношении семантических и асемантических компонентов в стихе. Задача Ю. Н. Чумакова состоит в том, чтобы показать, как семантические и асемантические компоненты приходят в столкновение друг с другом. Взаимодействием семантики и асемантики обеспечивается внутриструктурное лирическое напряжение, что позволяет наблюдать соответствия и несоответствия, схождения и расхождения семантических и асемантических планов. Доминирует в стихе, по мнению Ю. Н. Чумакова, асемантика. Фонико-ритмическая динамика, а не смысловая сторона определяет лирический сюжет, поэтому аналог лирической теме можно найти лишь в музыке. Акцент на асемантическом срезе лирического текста и углубленное внимание к чисто звуковому, «музыкальному»движению стиха позволяет взглянуть на лирику как на универсальную, а не рациональную структуру. Высказав теоретические тезисы, Чумаков переходит к аналитическому разбору стихотворения «Поэзия» из книги Б. Пастернака «Темы и вариации» (1923). Представленный Ю. Н. Чумаковым анализ представляет собой сплошной просмотр звуковой стороны текста, полностью лишенный обзора тематических мотивов и любых упоминаний о семантике.

Ключевые слова: стихотворение «Поэзия» Бориса Пастернака, асемантика, асемантическая сторона текста, фонетическая сторона текста, ассонансы, консонансы, аналитический разбор, звуко-ритмический план лирического стихотворения, лирический сюжет, очерк Б. Пастернака «Люди и

Список литературы:

Бернштейн С. И. Опыт анализа «словесной инструментовки» (Первая строфа стихотворения Тютчева «Сумерки») // Поэтика: Сб. ст. Л.: Academia, 1929. Вып. 5. С. 156–192.

Бухштаб Б. Я. К вопросу о связи типов русского стиха со стилями произношения // Slavic Poetics: Essays in Honor of Kiril Taranovsky. The Hague; Paris, 1973. С. 67–74. (Slavistic Printings and Reprintings; [Vol.] 267).

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 356 с.

Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение. М.: Астрель: АСТ, 2006. 158 с.

Пастернак Б. Люди и положения. Автобиографический очерк // Пастернак Б. Л. Собр. соч.: В 11 т. М.: Слово / Slovo, 2004. Т. 11. С. 295–322.

Пастернак Борис. Темы и варьяции. Четвертая книга стихов. Москва; Берлин: Геликон, 1923. 126 с.

Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 140 с.

Хроника. 5 семинар «Вопросы сюжетосложения» // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980. С. 158–163.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с.

Чумаков Ю. Н. Система ассонансов в элегии А. Пушкина «На холмах Грузии» // Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб.: Государственный пушкинский театральный центр, 1999. С. 319–325.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН