Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Андалусская строфическая поэзия: особый случай межъязыкового взаимодействия в средневековой Европе?

Авторы: Куделин А. Б. (Москва)

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАН, МОСКВА

Выпуск 1, 2015Страницы 171-181
УДК: 821DOI:

Аннотация: На примере арабо-романской гибридной строфической формы рассматриваются особенности существования смешанных поэтических систем в условиях многоязычия. В средневековой Испании сложилась благоприятная языковая обстановка, обеспечивающая контакты христианского и мусульманского миров. Ситуация многоязычия формировалась двумя литературными языками – классическим арабским и классической латынью, двумя народными языками – арабским и вульгарной латынью, а также берберским и еврейским языками. В средневековой форме мувашшах, популярной на Пиренейском полуострове, основная часть писалась на классическом арабском, а харджа (концовка) писалась либо на диалекте арабского с использованием намеренно простонародной лексики, либо чаще всего на романских языках, причем романский стих записывался с помощью арабской или еврейской графики. Тем самым в одном произведении создавалась ситуация би- или трилингвизма. Именно многоязычие рассматривается как отличительная черта поэтики мувашшаха. Художественный эффект обеспечивался столкновением разных поэтических традиций, а также столкновением языков. Создается гетерогенная система, отвечающая запросам многоязычной аудитории. Мультилингвизм мувашшаха можно также рассматривать в контексте интереса в средневековой Европе к полилингвистическим формам.

Ключевые слова: многоязычие, харджа, испанская поэзия, арабская поэзия, мувашшах

Список литературы:

Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.; Л., 1937.

Крачковский И. Ю. Полвека испанской арабистики // Крачковский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1958. Т. 5.

Куделин А. Б. Арабо-испанская строфика как «смешанная поэтическая система»: гипотеза Х. Риберы в свете последних открытий // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

al-Ahwanî ‘A. Az-Zagal fî al-Andalus. Le Caire, 1957.

Borello R. A. Jaryas andalusíes. Bahía Bianca, 1959.

Corriente F. Poesía dialectal árabe y romance en Alandalús. Madrid, 1997.

Elwert W. Th. L’emploie de langues étrangères comme procédé stylistique // Revue de littérature compare. 1960. T. 34. № 3. Р. 409–437.

Jones A. Romance Kharjas in Andalusian Arabic Muwaššaḥ Poetry. A Palaeographical Analysis. Oxford, 1988.

Heger K. Die bisher veröffentlichen Harğas und ihre Deutungen. Tübingen, 1960.

Hitchcock R. The Kharjas: A Critical Bibliography. London, 1977.

Hitchcock R., López-Morillas C. The Kharjas: A Critical Bibliography. Supplement No. 1. London, 1996.

Ibn Bassām. Kitāb az-zahîra fî maḥāsin ahl al-ğazîra. Le Caire, 1942. T. 1, f. 2.

Ibn Sanā’ al-Mulk. Dār aṭ-ṭirāz. Damascus, 1949.

Schippers A. Spanish Hebrew Poetry and the Arabic Literary Tradition. Arabic Themes in Hebrew Andalusian Poetry. Leiden; N. Y.; Köln, 1994.

Solà-Solé J. M. Corpus de poesía mozárabe (las harğas andalusíes). Barcelona, 1973.

Stern S. M. Les vers finaux en espagnol dans les muwaššaḥs hispanohébraïques // Al-Andalus. 1948. Vol. 13. F. 2. P. 300–346.

Zwartjes O. Love Songs from al-Andalus. History, Structure and Meaning of the Kharja. Leiden, 1997.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН