Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Дифирамбическое просветление через дионисийский экстаз в романе Германа Гессе «Степной волк»

Авторы: Е. Г. Маргарян

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ, ЕРЕВАН

Выпуск 20, 2014Страницы 238-248
УДК: 808; 811.14; 821.14DOI:

Аннотация: Делается попытка «прочтения» романа Германа Гессе «Степной волк» через «Рождение трагедии» Фридриха Ницше. Главный герой романа «кентаврический» герой Гарри Галлер, в котором происходит борение двух начал – аполлонического, рассудочного и вакхического, хтонического. Проводником Гарри по лабиринтам бессознательного выступает «менада» Гермина, которая раскрепощает Гарри, приобщив его к миру современного танца и искусству любви. Однако квинтэссенцией дионисизма в романе выступает джазовый саксофонист, томный красавец Пабло. Как и в еврипидовых «Вакханках» побеждает дионисийское начало: Гарри порывает с мелкобуржуазной, рассудочной, чопорно академичной средой и погружается в мир грез. Однако, согласно канонам дифирамбической драмы, посвящение неофита не может совершиться без жертвоприношения – выполняя просьбу Гермины, Гарри закалывает ее ножом. В конце романа происходит примирение и гармонизация дионисического и аполлонического начал: образ Пабло сливается с образом Моцарта, Гарри перерождается для новой жизни.

Ключевые слова: Аполлонизм, дионисийство, Пенфей, Дионис, вакханки, Гарри Галлер, Пабло, Гермина, Мария, дифирамбическое, оргия, джаз, экстаз, наркотическое опьянение, театр-зазеркалье, анима, смерть, перерождение

Список литературы:

Апдайк Дж. Кентавр. М.: АСТ, 2009. 320 c.

Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова: Рец. // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1941.

Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер. Паломничество в Страну Востока / Пер. с нем. С. Апта, С. Аверинцева; коммент. С. Аверинцева. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Звездный мир, 2003. 603 с.

Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. И. Анненского; изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо; под ред. Л. Гаспарова. М.: Наука; Ладомир, 1999. Т. 2.

Ницше Ф. Рождение трагедии / Сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. А. А. Россиуса. М.: Ad Marginem, 2001.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН