Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа)

Авторы: В. И. Постовалова (Москва)

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА

Выпуск 21, 2014Страницы 127-148
УДК: 81.13DOI:

Аннотация: Обсуждаются общие принципы и образы теолингвистического представления базисных религиозных концептов, составляющих наиболее глубокую, сокровенную и трудноуловимую часть мира духовной культуры. Дается характеристика религиозного концепта как многомерного мистико-семиотического и аксиологического образования в единстве трех основных планов – духовно-мировоззренческого, культурно-исторического и лингвосемиотического – на материале теолингвистического описания и интерпретации православно-христианского концепта ‘Смирение’. Рассматриваются основные принципы формирования нового научного направления в области концептологии – религиозной концептологии в ее конфессиональных вариантах. Обсуждаются общие принципы и основания православной теоконцептологии.

Ключевые слова: Теолингвистика, концептология, православная теоконцептология, конфессиональное миросозерцание, концепт, религиозный концепт, реконструкция и интерпретация концептов

Список литературы:

Абеляр П. Тео-логические трактаты / Пер. с лат. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. 413 с.

Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. Киев: Дух и Лiтера, 2001. 460 с.

Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки. М.: УРСС, 2003. 301 с.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. 288 с.

Антоний, митроп. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. 383 с.

Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2: Избранные статьи. С. 637-643.

Варсануфий Великий, Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни в ответах и вопрошаниях учеников. М.: Издание Донского монастыря, 1993. 496 с.

Виноградов В. А. Вступительное слово // Концептуальный анализ: современные научные исследования: Сб. научн. тр. М.; Калуга: Эйдос, 2007. С. 5-6.

Геронимус А., прот. Откровение преподобного Силуана // Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 45-63.

Евдокимов П. [Н.]. Православие. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, 2002. 500 с.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996. 693 с.

Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч.: В 5 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 3-4. 541 с.

Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры: введение в православное догматическое богословие. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. 288 с.

Иоанн Лествичник, св. Лествица. М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. 352 с.

Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. 471 с.

Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. 522 с.

Иустин (Попович), преп. Православная философия истины: Статьи. Пермь: Панагия, 2003. 200 с.

Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 450 с.

Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. 383 с.

Кубрякова Е. С. Предисловие // Концептуальный анализ: современные научные исследования: Сб. научн. тр. М.; Калуга: Эйдос, 2007. С. 7-18.

Неретина С. С. Абеляр и особенности средневекового философствования / Пер. с лат. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. С. 5-49.

Неретина С. С. Концепт // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2010. Т. 2. С. 306-307.

Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М.: Институт языкознания РАН, 2009. 354 с.

Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М.: Изд-во Донского монастыря, 1992. 512 с.

Паисий Святогорец, [старец]. Слова. М.: ИД «Святая Гора», 2004. Т. 4: Семейная жизнь. 328 с.

Постовалова В. И. «Религиозные концепты в теолингвистическом представлении» // Теолингвистика: Междунар. тематический сб. ст. / Под ред. А. Гадомского, К. Кончаревич. Београд: Изд-во Универзитет у Београду – Православни богословски факултет, 2012. С. 143-152.

Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. 432 с.

Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». М.: Одигитрия, 1996. 348 с.

Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2007. Т. 2. 336 с.

Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. 460 с.

Степаненко В. А. Слово / Logos / Имя – имена – концепт – слова (сравнительно-типологический анализ концепта «Душа. Seele. Soul» на материале русского, немецкого и английского языков). Иркутск, 2006. 312 с.

Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.

Степанов Ю. С. Язык и Метод: к современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. 784 с.

Степанов Ю. С. Краткая справка о системе взглядов // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков: Око, 1999. Т. 3-4. С. 8-13.

Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 247 с.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1987. Т. 3. 831 с.

Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH. Киев: Пролог, 2004. 361 с.

Фещенко В. В. К истокам русской концептологии: от Ю. С. Степанова к С. А. Аскольдову // Вопросы филологии. 2010. № 3 (36). С. 111-119.

Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1 (II): Столп и утверждение истины. С. 493-839.

Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 799 с.

Флоренский П. А., свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 880 с.

Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (2). 621 с.

Флоренский П. А., свящ. Философия культа (опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. 685 с.

Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 738 с.

Франк С. Л. Непрочитанное…: Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 592 с.

Фрумкина Р. М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца ХХ века: Сб. ст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 1995. 432 с.

Шмеман А., прот. Богослужение и предание: Богословские размышления. М.: Паломник, 2005. 224 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН